Кругобайкальская железная дорога
Появилось время написать о летнем маршруте по Кругобайкальской железной дороге. О КБЖД написано много, поистине золотая пряжка транссибирской магистрали. Магистраль строили с двух сторон и именно здесь она сомкнулась. Сил и денег на этом участке хватило бы на десять других. С одной стороны скалы и прижимы, с другой холодные волны и пучина Байкала.
Началось всё на станции Маритуй, куда приехал вечером со Слюдянки на электричке. Цена билета радует — 75 рублей. Маритуй находится почти посередине, между портом Байкал и Култуком. Идти решил в сторону Култука.
В первый день запланировал ночлег у двух туннелей мыса Киркирей, благо там есть оборудованное место, а если пройти через второй, неиспользуемый туннель, то место для ночевки можно выбрать ещё лучше. Из-за позднего приезда прошёл совсем немного, километра три от Маритуя. На том берегу закатное солнце освещало Байкальск и в зоне прямой видимости замечательно ловил мобильный интернет.
Утром разбудили горихвостки, сильно неугомонные они тут, на месте не сидят, поснимать не удалось.
Туннели Киркирей знамениты тем, что стоят парой и ещё имеют уникальную систему отвода воды. Вот акведук например, кристально чистая вода для путника.
Сегодня самый длинный переход из запланированных, до Шарыжалгая и день обещал быть очень жарким. Зато в туннелях не жарко и дует.
Девчонки в соседнем лагере сказали, что через три туннеля будет лежбище нерп, обязательно посмотрю.
Нерпы видимо где то на том мысу, не видите?
Вот и тот самый туннель у мыса Колокольный, с нерпами. В некоторых туннелях есть шахты, перпендикулярно выходящие к Байкалу. Прокладывались они для сброса породы и для вентиляции. Если выйти в такую шахту в этом туннеле, то можно увидеть лежбище нерп ближе.
Вот они.
Не так близко, как на Ушканах, но всё же. Читайте репортаж «Нерпы Ушканьих островов» .
Погрелся на солнышке как нерпа и опять в прохладу под гору.
Мостовые переходы, арки, водоотводы, подпорные стенки. Есть ещё один способ изучить и насладиться КБЖД, это водная экскурсия. С воды должно быть прекрасно.
Утки вот наслаждаются.
Но такое не по мне, нужно почувствовать и пройти самому.
Иногда по пути попадаются вот такие альпийские пейзажи. Шале почти.
Дорога была принята в эксплуатацию в 1905 году, но строительные и укрепработы ведутся по сей день.
Вот пример, современные железобетонные сегменты в каменной кладке начала двадцатого века.
Изредка на пути попадается домашняя живность. Хоть и туристов посреди недели было мало, но совсем пустым участок не назовешь, люди живут.
И творчески подходят к жизни)
Подпорная стена, они тут везде, склоны крутые, часто бывают камнепады. В прошлом году был смертельный случай.
В строительстве КБЖД участвовали иностранцы — албанцы, поляки, особенно велик был вклад итальянских специалистов. В частности, в строительстве тоннелей участвовали более 600 фриулианских мастеров-тоннелестроителей.
Первоначально дорога была построена в одной колее; в 1911-14 годах были проведены работы по сооружению вторых путей, что позволило увеличить пропускную способность Кругобайкальской железной дороги до 48 пар поездов в сутки. При этом при строительстве мостов и других инженерных сооружений вместо природного камня активно применялся новый для тех времён материал — железобетон. Вторые пути были построены не везде, а в последствии и вовсе убраны.
Иногда идешь в темноте туннеля, видишь свет, но тут же попадаешь во второй.
На КБЖД используется 38 тоннелей общей длиной 9063 м (самый длинный из них — тоннель через мыс Половинный длиной 777 м), 15 каменных галерей общей длиной 295 м (сейчас используется только 5 из них) и 3 железобетонных галереи с отверстиями, 248 мостов и виадуков, 268 подпорных стенок.
По насыщенности инженерными сооружениями КБЖД не имеет равных в России и занимает одно из первых мест в мире. Тоннели и каменные галереи КБЖД уникальны тем, что они строились по нетиповым проектам и не были перестроены в последующие годы, сохранив первоначальный замысел архитекторов и инженеров начала XX века.
Недалеко от точки финиша сегодняшнего перехода стоит сильно пафосная база. Места от 9000 рублей, охрана с собаками и полное лакшери. Но мне дальше.
На станции Шарыжалгай ночевка в вагоне переоборудованном под гостиницу всего пятьсот рублей, одному комфортно, вдвоём думаю будет тесно. Есть номера поблагоустроенней, от полутора тысяч.
А вот бассейн для всех. Отличное завершение длинного и жаркого дня. Завтра с утра в путь, короткий переход до Ангасолки.
До встречи. Берегите природу. Берегите себя.
Фотографии и текст Алексея Сватова