Топ-30 повозок рикш из Бангладеша
«В февральском трипе Бангладеш для меня оставил самое яркое впечатление. В Индии я был уже сто раз, Мьянма уже очень туристична, в Лаосе вообще нечего делать. А Бангладеш предстал ярким и неизведанным. И во многом благодаря расписному дизайну здешних рикш.
Крестьяне-мошенники, везущие тебя прежде всего к человеку, который переведет им с твоего английского пункт назначения, а потом уже по нужному адресу,… куда-то отвозят свои «карэты», чтоб из них сделали такие произведения искусства. Жаль, что зачастую им не хватает фантазии и все сюжеты ограничиваются композицией «мужик-баба-мужик» или «баба-мужик-баба». Часто встречается «баба-баба-мужик-с-пистолетом».
В Дакке — столице Бангладеша — рикши являются одним из основных видов общественного транспорта. Хотя официально зарегистрировано около 80 000 рикш, по факту их намного больше. И не случайно Дакку называют столицей рикш!
Периодически встречается анималистическая тема: бенгальские тигры играют в карты, бенгальский тигр задирает косулю, бенгальский тигр задирает слона.
Первые модели этих повозок появились во времена французского короля Людовика XIV (1638—1715). Однако первая рикша с впряженным в нее человеком была запатентована в Японии в 1870-х годах американцем Джонатаном Гоблом. Говорят, что он изобрел эту повозку для своей жены, у которой было хрупкое здоровье.
Японцы прозвали эту повозку «дзинрикися» («дзин» — человек, «рики» — сила, «ся» — повозка). Так появилось само слово «рикша». Со временем рикши в Азии стали самым популярным и дешевым видом транспорта.
Велорикши, дизайны повозок которых мы и рассматриваем, появилась в конце 1930-х годов в Дакке. По своей конструкции это был определенно шаг вперед! В отличие от двухколесной рикши, которую за две палки тянул за собой человек, эта повозка была больше похожа на большой трехколесный велосипед.
Крутя педали, они перевозили пассажиров и грузы на более дальние расстояния и ловко маневрировали в потоке транспорта.
Кстати о транспорте в сегодняшние дни. TomTom — один из лидеров по поставкам устройств GPS-навигации в странах Евросоюза и Северной Америки — составил рейтинг городов с самыми суровыми пробками на дорогах. Мировым рекордсменом в этом направлении была признана Москва на основе индекса загруженности мегаполисов автотранспортом.
В докладе компании TomTom за 2012 год эксперты сравнили число и протяженность пробок на дорогах в более чем 160 городах. Приближаются к Москве по степени загруженности такие мегаполисы, как Рим, Варшава, Стамбул, Палермо, Лос-Анджелес, Марсель, Штутгарт, Сидней, Париж.
Но вернемся к рикшам в Бангладеше. Каждый сантиметр рикш здесь ярко разукрашен. Откуда взялась эта традиция? Первым рикшам в Дакке приходилось конкурировать с конными экипажами и, вероятно, повозки стали расписывать, чтобы привлечь клиентов. Рисунки и реклама вскоре превратились в своеобразный вид искусства, правда, как уже говорилось, не отличающийся особым разнообразием.
Выглядит вся эта живопись на колесах довольно красочно. Трудно найти место на повозке, не расписанное рисунками и узорами. Откидной верх и бока коляски украшены витой бахромой, яркими блестками и бусинами. Такая своеобразная «передвижная картинная галерея».
В середине прошлого века мастеров по росписи рикш можно было перечесть по пальцам. Сегодня же этим необычным искусством занимаются сотни художников. Повозки зачастую собираются в специальных мастерских по частям из вторсырья. В этом виде местного народного искусства есть своя особая изюминка и неповторимый колорит.
Поломался:
Ну и напоследок моя фантазия на тему того, как могло бы это выглядеть у нас…
Фотографии Петра Ловыгина