Смертельно опасная и ужасно красивая заброшенная дорога в Сочи
Эта горная дорога была закрыта около 10 лет назад в связи с повышенной опасностью. В результате природа тут показала, на что способна…
Фотографии и текст Артема Ачкасова
Что такое, в сущности, дорога? С развитием цивилизации, инфраструктуры, появлением экологичного общественного транспорта, мощных и
комфортных автомобилей, мы ждем от дороги ровного и широкого полотна, освещения, слаженной и незаметной работы коммунальных служб и
ремонтных бригад. В общем все для того, чтобы дорога была своего рода телепортом из точки А в точку Б, желательно, с красивой картинкой за
окном.
Жители больших городов, забыли те времена, когда дорога сама по себе была процессом, сопряженным с риском — не тем сортом риска, когда на
заправке в кафе не оказывается кофе предпочитаемого бренда, а самым что ни на есть риском для жизни и техники. А вместе с тем такие дороги
существуют и по сей день. Некоторые из них носят статус федеральных трасс, но сегодня мы поговорим не об этом…
Заброшенная скальная дорога в Красную Поляну, так называемый скальник. Небольшой участок в целом неплохой дороги в регион Красной
Поляны. Длина — около трех километров. Но километров непростых….
Трасса была построена в конце 19 века и использовалась на протяжении всего 20 века, и это было сопряжено с огромным риском для жизни
путешественников — особенно это касалось “скальника”. Хотя строительство и обошлось в миллион полновесных царских рублей, но о
полноценных тоннелях через горы речи тогда не шло. В итоге узкая дорога на краю обрыва и непрекращающиеся камнепады делали обычные
повседневные поездки смертельно опасными. Не зря один из участков водители прозвали «Пронеси, Господи!».
В настоящее время трасса полностью закрыта для транспорта и людей. Въезды и выезды охраняются, но катаясь на велосипеде по старой
дороге, можно совершенно случайно оказаться на этом заброшенном скальнике.
Только небольшой участок до поворота в просвете низко склонившихся кустарников. По бокам — каменные осыпи.
Трудно поверить, что еще 15 лет назад эта трасса была главным путем в обширный регион. Да, частный сектор. Но еще и туристы, любители
необычайно мягкого легендарного краснополянского снега зимой, и пьянящего вкусом медовухи и домашнего вина в бархатный сезон. Ширина
трассы — в один автомобиль, и я не могу представить себе разъезд двух “пазиков”. Но ведь ездили, и быстро ездили, курили за рулем, выбрасывая
сигаретку в окно лишь тогда, когда начинало жечь пальцы…
Нависшие над дорогой каменные карнизы не пугают — ужасают, если вдуматься.
И не нужно намеков, чтобы понять, откуда на покрытом трещинами асфальте столько свежих камней — а местами и булыжников размером с
велосипед.
Это она, гравитация. Камни летят вниз, пробивая металл, плоть и асфальт. Точная статистика смертельных случаев мне неизвестна, она уже
затерялась во мраке лет, но когда видишь висящие над головой камни, становится не по себе. Те самые “ПАЗики”, кстати, все были с сетками
над крышей…
Дорогу периодически чистят от камней и упавших деревьев, так как она служит в качестве технической трассы для вывода людей из нового
тоннеля, случись что.
За решеткой — один из эвакуационных рукавов нового тоннеля.
Так что все камни тут — свежие. На моей голове — велосипедный шлем, но в случае падения булыжника он несильно поможет. Одна надежда — на
послеобеденный зной, ведь камни падают обычно по утрам, когда перепад температур максимален.
Добавляют драматизма восприятия скальника раскиданные тут и там знаки смерти. Тут погиб водитель. Имя и дату трагедии уже не узнать —
непогода смыла краску с металлической таблички.
А тут погибло несколько десятков красноармейцев, разрубленных на куски и сброшенных в реку во времена постреволюционной смуты.
А вот и он, участок “Пронеси Господи”. Узкий, словно прогрызенный, как нора тоннель в каменной глыбе освещает только давно потухшая
лампадка у иконы в нише.
Пропитанный человеческими судьбами, как губка, скальник — место сакральное. Жарить шашлыки под узким бетонным сводом — то же самое, что
романтическое свидание на кладбище. Острота ощущений!
Кругом — серый бетон полутоннелей — шелтеров.
Под ногами — разлапистые, огромные листья борщевика.
Прямо над стометровым обрывом нависает фундамент ныне срезанной опоры ЛЭП — ее строили в пятидесятых годах прошлого века.
Местами дорога обваливается, падают вниз металлические ограждения, обнажив старую, неровную булыжную кладку начала 20 века.
Внизу бурлит, кипит в теснине Мзымта.
Тишина разрушается ревом сталкивающихся водных потоков, с нечеловеческим упорством бьющих в каменные берега.
А мораль всей этой истории очень проста — рано или поздно, природа забирает свое…
Видео проезда по скальному участку на велосипеде:
Также смотрите «Самая красивая дорога Норвегии. А может быть и Мира» и «Заброшенная северная Пирамида».