Путешествие внутрь органа
Орга́н — самый большой и сложный музыкальный инструмент. Фактически, орган это целый духовой оркестр, а каждый из его регистров —
отдельный музыкальный инструмент со своим звучанием.
В Светлановском зале Московского Международного Дома Музыки установлен самый большой орган в России. Мне посчастливилось увидеть его
с той стороны, с которой его очень мало, кто видел.
Фотографии и текст Алексея Надёжина
1. Этот орган изготовлен в 2004 году в Германии консорциумом фирм Glatter Gotz и Klais, считающимися флагманами органостроения. Орган
разрабатывался специально для Московского Международного Дома Музыки. У органа 84 регистра (в обычном органе количество регистров
редко превышает 60) и более шести тысяч труб. Каждый регистр — отдельный музыкальный инструмент со своим звучанием.
Высота органа — 15 метров, вес — 30 тонн, стоимость — два с половиной миллиона евро.
2. О том, как устроен орган, мне рассказал доцент кафедры акустики МГУ Павел Николаевич Кравчун, являющийся главным смотрителем органов
Московского международного Дома музыки и принимавший участие в разработке этого инструмента.
3. У органа пять клавиатур — четыре ручные и одна ножная. Удивительно, но ножная клавиатура вполне полноценна и некоторые простые
произведения можно исполнять одними ногами. На каждом мануале (ручной клавиатуре) по 61 клавише. Справа и слева — ручки включения
регистров.
4. Хоть орган и выглядит совершенно традиционным и аналоговым, на самом деле он частично управляется компьютером, который прежде всего
запоминает пресеты — наборы регистров. Переключаются они кнопками на торцах мануалов.
5. Пресеты сохраняются на обычной 1.44″ дискете. Конечно, в компьютерной технике дисководы уже почти не используются, но тут он исправно
работает.
6. Для меня было открытием узнать, что каждый органист является импровизатором, ведь в нотах или совсем не указывается набор регистров или
указываются общие пожелания. Во всех органах общий только базовый набор регистров, а их количество и тональность могут сильно отличаться.
Только лучшие исполнители могут быстро адаптироваться к огромному набору регистров органа Светлановского зала и использовать его
возможности в полной мере.
Помимо ручек, у органа есть рычаги, переключаемые ногами и педали. Рычаги включают и отключают различные функции, управляемые
компьютером. Например, объединение клавиатур и эффект нарастания, управляемый вращающейся педалью-роликом, по мере вращения
которого подключаются дополнительные регистры и звук становится насыщенней и мощнее.
Для улучшения звучания органа (а заодно и других инструментов) в зале смонтирована электронная система Constellation, включающая
множество микрофонов и миниколонок-мониторов на сцене, опускающихся с потолка на тросах с помощью моторов и множества
микрофонов и колонок в зале. Это не система звукоусиления, при её включении звук в зале не становится громче, он становится равномернее
(зрители на боковых и дальних местах начинают слышать музыку так же хорошо, как зрители в партере), кроме того может добавляться
реверберация, улучшающая восприятие музыки.
7. Воздух, с помощью которого звучит орган, подаётся тремя мощными, но очень тихими вентиляторами.
8. Для равномерной его подачи используются … обычные кирпичи. Они прижимают меха. Когда вентиляторы включены, меха раздуваются, а вес
кирпичей обеспечивает необходимое давление воздуха.
9. Воздух подаётся в орган по деревянным трубам. Удивительно, но большинство заслонок, заставляющих трубы звучать, управляются чисто
механически — тягами, длина некоторых из которых превышает десять метров. Когда к клавиатуре подключено много регистров, органисту
бывает очень нелегко продавить клавиши. Конечно же, в органе есть система электрического усиления, при включении которой клавиши
нажимаются легко, но высококлассные органисты старой школы всегда играют без усиления — ведь только так можно менять интонации,
изменяя скорость и силу нажатия клавиш. Без усиления орган — чисто аналоговый инструмент, с усилением — цифровой: каждая труба может
только звучать или молчать.
Так выглядят тяги, идущие от клавиатур к трубам. Они деревянные, так как дерево наименее подвержено температурному расширению.
10. Внутрь органа можно зайти и даже пролезть по маленькой «пожарной» лестнице по его этажам. Внутри очень мало места, поэтому по
фотографиям сложно ощутить масштабы конструкции, но всё же я попробую показать вам, то что увидел.
11. Трубы отличаются по высоте, толщине и форме.
12. Некоторые трубы деревянные, некоторые металлические из оловянно-свинцового сплава.
13. Перед каждым большим концертом орган настраивается заново. Процесс настройки занимает несколько часов. Для настройки концы самых
маленьких труб немного развальцовываются или завальцовываются специальным инструментом, у труб побольше есть регулировочный стержень.
14. У больших труб есть вырезанный лепесток, который может немного откручиваться и закручиваться для настройки тона.
15. Самые большие трубы издают инфразвук от 8 Гц, самые маленькие — ультразвук.
16. Уникальной особенностью органа ММДМ является наличие горизонтальных труб, обращённых в зал.
17. Предыдущий кадр я сделал с маленького балкончика, на который можно выйти изнутри органа. Он служит для настройки горизонтальных труб.
Вид зрительного зала с этого балкончика.
18. Небольшое количество труб имеет только электропривод.
19. А ещё у органа есть два звукоизобразительных регистра или «спецэффекта». Это «колокольчики» — звон семи колокольчиков подряд и
«птички» — чириканье птичек, происходящее благодаря воздуху и дистиллированной воде. Павел Николаевич демонстрирует, как работают
«колокольчики».
20. Удивительный и очень сложный инструмент! Система Constellation отправляется в режим парковки, а я на этом заканчиваю рассказ о самом
большом музыкальном инструменте нашей страны.
21.
Также смотрите «Классическая музыка на плавающей льдине » и «Теодор Курентзис о жизни».