Колеса ретровейва: культовые машины 1980-х годов
Вдохновленные ярчайшими явлениями массовой культуры 80-х и даже собственными детскими воспоминаниями современные творцы не так давно сделали популярным стиль Retrovawe, основанный именно на эстетике «неоновых 80-х». Сейчас это понятие применяют в первую очередь к электронной музыке соответствующего жанра, но есть у сей субкультуры и другие важны элементы — кино, узнаваемая визуальная форма и и конечно же, автомобили. О них, собственно, мы сегодня и поговорим.
Так как Retrovawe во многом вдохновлен фильмами 80-х, то и машины здесь в почете соответствующие. А именно недоступные, непомерно дорогие и безумно быстрые спорткары, на которые сидя у телевизора десятки лет назад с благоговением смотрели нынешние сорокалетние. Мы не задавались целью составить список самых успешных или популярных машин из 80-х. Представленные в галерее автомобили оставили ярчайший след в массовой культуре и у многих именно они ассоциируются с 80-ми.
Lamborghini Countach
Прототип этого футуристичного суперкара показали еще в начале 1970-х, однако по-настоящему культовой машина стала именно в следующем десятилетии. Итальянцы из «Ламбо» постоянно дорабатывали модель, и к середине 1980-х годов она приобрела именно ту «каноничную» внешность, благодаря которой Countach стал одним из самых узнаваемых автомобилей своей эпохи.
Фото: Lamborghini
Та самая «Ламбо» с плакатов большинства школьников по всему бывшему СССР в 90-х — это версия LP5000 Quattrovalvol, представленная в 1985 году. Приставка в названии переводится как «4 клапана на цилиндр» переработанного мотора объемом 5,2 л. До этого на модель ставили двигатели меньшего объема. Новый же мотор V12 мог выдавать до 455 лошадиных сил, что делало Countach отличным выбором для гонок по побережью Майами — толстосумы США особенно любили эту модель.
Фото: Lamborghini
Countach можно увидеть в огромном количестве произведений в духе Retrovawe. Среди самых ярких — пародийный фильм Kung Fury, главный герой которого, стереотипный полицейский из боевиков 80-х, ездит на ярко-красном «Ламбо». К слову, машина по сюжету фильма оснащена искусственным интеллектом — очевидная отсылка к «умному» автомобилю из популярного сериала «Рыцарь дорог» о котором мы еще поговорим позднее.
На копии Countach можно поездить в культовой среди поклонников Retrovawe видеоигре GTA Vice City, причем там на виртуальной «Ламбо» передвигается один из главных героев — Лэнc Вэнс. Внешне машина из игры совсем немного отличается от реального прототипа, но связано это с тем, что компания Rockstar Games, выпускающая серию GTA, принципиально не использует лицензионные машины в своих играх.
Фото: Lamborghini
DeLorean DMC-12
Про эту машину знают даже люди, далекие от автомобильного мира. Причем знают они ее как «машину из «Назад в будущее». Трилогия Роберта Земекиса действительно сделала автомобилю рекламу, которую невозможно купить за деньги. Жаль только, что было уже поздно — к моменту выхода кино про Дока и Марти в 1985 году выпуск «Делорианов» был уже несколько лет как свернут.
Фото: DeLorean
Кузов из нержавеющей стали и дизайн гениального Джорджетто Джуджаро вкупе с постоянными упоминаниями этой машины в массовой культуре сделали DMC-12 чуть ли не четырехколесным символом ретровейва. Трилогия про путешествия во времени заложила фундамент этого памятника, общее же количество отсылок и упоминаний «Делореана» в различных произведениях впечатляет. Сам Стивен Спилберг отдал дань уважения модели в своем фильме «Первому игроку приготовиться» 2018 года, вдохновленному именно культурой 80-х.
Фото: DeLorean
Помимо киноделов DMC-12 очень любят музыканты, создающие музыку в стиле Retrovawe. Если на обложке альбома ретровейв-исполнителя изображена машина — с вероятностью в 50% это будет именно DeLorean. Не менее часто модель встречается и в музыкальных клипах. Поклонение «Делореану» не обошло стороной и смежные жанры — один из героев культовой игры Hotline Miami по сюжету ездит именно на DMC-12 — состоящем из нескольких пикселей в угоду уникальному графическому стилю игры, но узнаваемом.
Фото: DeLorean
Ferrari Testarossa
Еще одна детская мечта нынешних сорокалетних мужчин. Облик этой машины, часто мелькавшей на выпуклом экране телевизора «Радуга», не мог не впечатлять юных российских любителей сериалов про трудную жизнь полицейских в солнечном Майами и других американских фильмов той поры. В Штатах «Теста» действительно пользовалась популярностью — быстрая машина (мощность 5-литрового мотора — 390 л.с.) отличалась от многих конкурентов качественной и дорогой отделкой салона и «породистыми» корнями.
Фото: Ferrari
Естественно, что Testarossa многим запомнилась по сериалу Miami Vice (в России известен как «Полиция Майами: отдел нравов». Белая машина с торчащим от передней стойки зеркалом стала одним из символов фильма наряду с таким же белым пиджаком детектива Крокетта в исполнении актера Дона Джонсона. Кстати, изначально две «Тесты», переданные безвозмездно калифорнийским дилером Ferrari съемочной группе, были черными. Перекрасить их решили сами киношники.
Фото: Ferrari
Роль в Miami Vice превратила «Тесту» в легенду для поклонников ретровейва. Сериал в целом очень сильно повлиял на эту культуру, особенно в плане музыки и визуального оформления. Неудивительно, что его эстетика до сих пор активно эксплуатируется, в том числе и на обложках альбомов Retrovawe-музыкантов. Начало этому явлению положил один из основоположников жанра — исполнитель Kavinsky, прославившийся треком Night Call из культового для всех поклонников ретровейва фильма Drive. Поэтому если на обложке есть машина и это не DeLorean — это наверняка именно Testarossa.
Фото: Ferrari
Pontiac Firebird
Двухдверка с запоминающейся внешностью и фирменным рисунком в виде золотого феникса на капоте и до 80-х стала легендой. Вся история этой машины неразрывно связана с кино вплоть до того, что для «заряженной» версии Trans Am название позаимствовали у одноименного американского сериала 60-х годов. Огромную порцию славы «Фаеру» принесла роль в фильме Smokey and the bandit («Полицейский и бандит») 1977 года выпуска. Черный Firebird второго поколения, на котором ездил усатый герой Берта Рейнолдса, до сих пор остается одним из самых узнаваемых автомобилей мирового кинематографа.
Фото: Pontiac
Но нас интересует в первую очередь машина третьего поколения, выпуск которой начался в 1982 году. Этот Firebird стал одним из знаковых американских автомобилей своей эпохи благодаря оригинальному и очень удачному дизайну. Дизайн машины с модной в те годы «слепой» оптикой до сих пор выглядит футуристично и узнаваемо. Облик «Фаера» буквально пропитан духом 80-х, посмотрите только на рекламные фото машины тех времен! Популярности способствовал и тот факт, что Firebird очень достойно ехал — у него были версии с атмосферным мотором объемом 5,8 л (240 л.с.) и агрегатом объемом 3,8 л, оснащенным турбонаддувом (250 л.с.). При этом любители «казаться, а не быть» могли приобрести эффектное купе с двигателем мощностью 102 л.с.
Фото: Pontiac
Одновременно с запуском нового Firebird в 1982 году стартовал сериал Knight Rider («Рыцарь дорог»), в котором новому «Понтиаку» досталась одна из главных ролей. На сильно модифицированном «Фаере» разъезжал герой Дэвида Хассельхоффа, верша правосудие над злодеями. Причем машина была одним из орудий этого процесса: тюнингованный для борьбы с преступностью Firebird не только обладал искусственным интеллектом, но и удивлял зрителей новыми техническими «фишками» почти в каждой серии. Сериал стал культовым, перерос в целую франшизу, а красная полоска между передней оптикой «как в «Рыцаре дорог» до сих пор остается узнаваемым автомобильным аксессуаром.
Для фанатов ретровейва «Рыцарь дорог» — важный источник вдохновения. Арты по этому фильму регулярно появляются и сейчас, а Хассельхофф и его футуристичный автомобиль KITT (такое имя получил «Понтиак» в фильме) часто упоминаются в названиях песен и групп, отсылки к этой культовой машине можно встретить и в других произведениях. Так, во второй части игры Hotline Miami на Firebird гоняет один из персонажей. К слову, по сюжету игры и иронии разработчиков этот герой — главарь «русской мафии».
Фото: Pontiac
Ferrari F40
Марка Ferrari особенно сильно ассоциируется с культурой реторовейва — именно поэтому в нашем списке появились сразу две машины бренда из Маранелло. И дело тут даже не в дизайне — просто F40 стала объектом настоящего культа после многочисленных упоминаний в произведениях массовой культуры 80-х и 90-х годов. На тот момент это был самый быстрый, самый мощный и самый дорогой автомобиль Ferrari, доступный для покупки. Поэтому машина снискала успех у любителей автомобильного эксклюзива, особенно в США.
Фото: Ferrari
F40 появился во время расцвета эпохи — в 1987 году. В процессе создания автомобиля участвовал сам Энцо Феррари и последняя работа маэстро вышла поистине легендарной. 478 лошадиных сил трехлитрового двигателя с двумя турбонагнетателями разгоняют машину до 100 км/ч за 2,7 с, «максималка» — больше 300 км/ч. При таких характеристиках конкурентов у F40 на дорогах того времени было откровенно мало. Поэтому в конце 80-х F40 стала символом скорости, богатства и даже определенного экстрима — для того чтобы ездить на такой машине, нужно было быть настоящим «героем боевика».
Фото: Ferrari
Ferrari F40 часто становится источником вдохновения для создателей контента в стиле Retrovawe по нескольким причинам. Главная — это дизайн, пусть и не столь футуристичный, как у того же Countach, но стильный и эффектный. Кроме того, в ретровейв стилистике эта машина зачастую ассоциируется с деструктивным началом и опасностью из-за ее динамических характеристик. Дело еще и в том, что для многих нынешних творцов первая встреча с F40 на экране телевизора или страницах журнала стала одним из самых ярких автомобильных воспоминаний детства. Такие машины не забываются — именно поэтому F40 можно увидеть на обложках альбомов, в фильмах и играх Retrovawe-стилистики.
Фото: Ferrari
ВАЗ-2108
Попадание отечественной «восьмерки» в этот список выглядит как шутка, но не все так однозначно. Да, по характеристикам 2108 и рядом не стояла с другими машинами из нашей подборки, но мы же рассказываем о машинах, сыгравших важную роль в культуре 80-х годов, верно? И здесь «восьмерка» точно стала одним из знаковых явлений эпохи позднего СССР. Ей хотели обладать, первой время после своего появления в 1986 году эта машина выглядела на дорогах страны настоящим пришельцем из будущего. Кроме того, ходовые качества и управляемость первого переднеприводного ВАЗа шокировали привыкших к архаичным «Жигулям» советских автовладельцев.
Фото: Lada
В СССР ВАЗ-2108 не нуждалась в рекламе, само ее существование было отличной рекламой. «Зубило» (такое прозвище машина получила из-за характерной формы кузова) вышла очень стильной, непохожей ни на кого, но при этом абсолютно «трендовой» — просто взгляните на другие популярные автомобили 80-х. Немаловажно, что это была собственная разработка «ВАЗа», пусть и при помощи Porsche (не самый плохой партнер, надо сказать), и технические плоды этой разработки используются до сих пор. Да и машины используются — по дорогам России до сих пор колесит огромное количество 2108 и ее производных.
Фото: Lada
В России Retrovawe не только прижился, но и пустил корни и ответвления. Одно из них — Sovietwave, такая легкая ностальгия по советским 80-м с примесью электронной музыки тех лет и детских воспоминаний о вкусе «того самого» пломбира. Для Sovietwave «восьмерка» стала такой же иконой, как та же Testarossa — для ретровейва на Западе. Без кино тут не обошлось: если в Майами детектив Крокетт гонял на «Тесте», то в советских боевиках перестроечного периода именно 2108 была непременным атрибутом «крутого парня» вместе со спортивным костюмом и знанием восточных единоборств.
Идеальная машина для «нашего ретровейва» — это ранняя 2108 с «коротким крылом», экспортными колесными дисками, бежевым салоном и опытной «электронной» приборной панелью, а из кассетной магнитолы японского бренда непременно должна играть песня «На заре» советской синтвейв группы «Альянс».
Фото: Lada
Источник: auto.mail.ru