Главная страница / Техника / Как заправляют самолеты

Как заправляют самолеты

513 Просмотры

Многие из нас летали самолетами. Кто-то обращал внимание на заправку самолета перед вылетом, но не многие знают какой путь проходит топливо от поставщика до выдачи воздушному судну. А путь этот очень интересный и сложный.

Меня пригласили посетить заправочный комплекс московского аэропорта Домодедово. Основная задача топливозаправочного комплекса (ТЗК) — обеспечение бесперебойной и безопасной заправки воздушных судов с учетом требований международных стандартов.

Одним из операторов по заправке воздушных судов в Домодедово, является Domodedovo Fuel Services — на данный момент крупнейший оператор в России и СНГ (про остальных чуть ниже).

 

Сливная эстакада для приема топлива — именно отсюда начинается путь авиатоплива, поступающего в Domodedovo Fuel Services по железной дороге:

Сливная эстакада обеспечивает одновременный слив авиационного керосина с 22 железнодорожных цистерн. В день слив осуществляется в среднем три раза, т.е. 66 цистерн в сутки, а это ~ 5000 куб.м. авиационного топлива. Поставки топлива также осуществляются через трубопровод, в процентном соотношении поставки ж/д / трубопровод составляет 70/30.

Как заправляют самолеты

Куда же сливают топливо? У предприятия Domodedovo Fuel Services есть два резервуарных парка (приемный и расходный) для приема, хранения и подготовки авиационного топлива перед его подачей на заправку воздушных судов. Емкость приемного и расходного резервуарного парков составляет 15 000 и 34 000 куб.м. соответственно. Данные объекты связаны между собой магистральным топливопроводом протяженностью около 5 километров:

Как заправляют самолеты

Поставку и продажу топлива авиакомпаниям в аэропорту Домодедово осуществляют различные операторы: «ЛукОйл», «ГазпромНефть», ТНК-ВР, «Шелл и Аэрофьюэлз» и сам Domodedovo Fuel Services:

Как заправляют самолеты

Но вернемся чуть ранее. Как же наше топливо себя чувствует? Просто взяли и слили в резервуар? НЕТ! Все топливо, которое поступает в аэропорт, еще до слива в резервуары, уже под контролем. Первый — входной контроль. При приеме каждой партии забираются пробы для идентификации поступившего продукта. В среднем, это 3 литра для лабораторных исследований, а также арбитражная проба:

Как заправляют самолеты

Все пробы поступают в высокотехнологичную лабораторию. Здесь проходят исследование не только авиатоплива, но и спец.жидкости (например, противообледенительная, противокристаллизационная), авиамасла и гидрожидкости, используемые в системах ВС:

Как заправляют самолеты

Входная проверка — не единственная. После слива продукта в резервуары склада, топливо проходит второй контроль — приемный. Здесь уже топливо тестируется строго в соответствии с ГОСТом по 11 показателям: плотность, фракционный состав…

Как заправляют самолеты

Как заправляют самолеты

Как заправляют самолеты

После проверки на топливо выписывается Паспорт качества, который является основанием для выдачи авиатоплива на заправку самолетов.

Как заправляют самолеты

Как авиакеросин попадает в топливные баки самолета? Для этого в аэропорту используется специальная техника. Топливозаправщики:

Как заправляют самолеты

Еще есть заправочные агрегаты, которые закачивают авиакеросин в топливные баки воздушных судов напрямую из топливопроводной системы. На ряде мест стоянок самолетов в Домодедово выведены колодцы с топливными гидрантами, к которым подключается заправочный агрегат. В аэропорту топливозаправщики и заправочные агрегаты используются в соотношении 60/40.

 

Для поддержания постоянного давления в системе работает насосная станция:

Как заправляют самолеты

В насосной станции, в топливозаправщиках стоят специальные фильтры, которые обеспечивают дополнительную фильтрацию топлива

Как заправляют самолеты

Заправочные агрегаты, которые подключаются прямо на перроне к Центральной заправке самолетов и производят заправку воздушных судов:

Как заправляют самолеты

Топливозаправщики вместимостью от 10 до 60 куб.м., обеспечивающие заправку всех видов отечественных и зарубежных воздушных судов, включая самый большой в мире пассажирский авиалайнер — Airbus А380:

Как заправляют самолеты

В парке также есть низкопрофильные топливозаправщики, осуществляющие заправку самолетов типа Airbus А319 и А320 «в крыло» без применения дополнительных приспособлений:

Как заправляют самолеты

Как заправляют самолеты

Компьютеризированные пункты налива топливозаправщиков:

Как заправляют самолеты

При заправке топливозаправщика, а потом им воздушного судна все параметры по заливке топлива отображаются на специальном пульте управления:

Как заправляют самолеты

Небольшое отступление. Заправить воздушное судно — не просто воткнуть шланг и ждать, когда топливо перельется из топливозаправщика. При заправке воздушного судна, в обязательном порядке делается заземление борта и топливозаправщика. Оператор топливозаправщика (см. правую руку) держит прибор контроля оператора «DEADMAN». Через определенное количество времени оператор должен нажимать на кнопку, тем самым подтверждая, что с ним все нормально. В случае не отзыва оператора — заправка прекращается:

Как заправляют самолеты

В рамках проекта «Технологии будущего Домодедово» проводится внедрение автоматизированной системы учета топлива. Каждый топливозаправщик, резервуар оснащается передатчиком, который будет передавать информацию о количестве полученного/отданного топлива. Это позволяет оперативно и точно получать информацию об изменении объемов поставляемого и хранимого топлива. Пример на резервуаре — слева:

Как заправляют самолеты

На топливозаправщике:

Как заправляют самолеты

В настоящий момент в Домодедово работают два оператора по заправке топливом — Domodedovo Fuel Services и «Шелл и Аэрофьюэлз». У авиакомпаний есть возможность выбирать как поставщика топлива, так и поставщика услуг по заправке, исходя из собственных потребностей, ни один из поставщиков авиатоплива не имеет доминирующего положения:

Как заправляют самолеты

Вот так заправляют самолеты. Путь топлива до воздушного судна сложный и непростой. Выбирайте себе авиакомпанию, а она позаботится о выборе авиатопливозаправки.

Как заправляют самолеты

Фотографии и текст loris.brand

 

Как устроена канализация

Тут делают бензин – нефтеперерабатывающий комплекс «Башнефти» в Уфе

Добавить отзыв

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Эта высота div, необходимых для включения липкой боковой панели
Клики Рекламы :Просмотры объявления : Клики Рекламы :Просмотры объявления : Клики Рекламы :Просмотры объявления : Клики Рекламы :Просмотры объявления : Клики Рекламы :Просмотры объявления : Клики Рекламы :Просмотры объявления : Клики Рекламы :Просмотры объявления : Клики Рекламы :Просмотры объявления :