Буран. Космический корабль, который был заброшен
В 1988 году первый космический челнок Советского Союза Буран стартовал с космодрома Байконур. После развала СССР программа была приостановлена, а затем, в 1993 году, и вовсе отменена Ельциным за ненадобностью.
Французский фотограф Jonk пробрался в космодром Байконур в Казахстане, чтобы сделать эти снимки шаттла «Буран».
Изделие 1.02 «Буря» — — второй лётный экземпляр первой серии орбитального корабля, созданный в рамках советской космической программы «Буран»… Находится на космодроме Байконур. В апреле 2007 года массово-габаритный макет изделия, ранее бесхозно валявшийся под открытым небом, установлен в экспозиции музея космодрома Байконур (площадка 2). Само изделие 1.02 вместе с макетом ОК-МТ находится в монтажно-заправочном корпусе, и к нему свободного доступа не имеется.
«Бураны» были рассчитан на 100 полётов в космос, но слетал он туда один раз15 ноября 1988 года в автоматическом режиме и без экипажа на борту. Полёт длился 205 минут, за это время корабль совершил два витка вокруг Земли, после чего произвёл посадку на аэродроме «Юбилейный» космодрома Байконур.
В 2002 году единственный летавший в космос «Буран» (изделие 1.01) был разрушен при обрушении крыши монтажно-испытательного корпуса на Байконуре, в котором он хранился вместе с готовыми экземплярами ракеты-носителя «Энергия».
При внешнем сходстве с американским «Шаттлом» орбитальный корабль «Буран» имел принципиальное отличие — он мог совершать посадку полностью в автоматическом режиме с использованием бортового компьютера и наземного Комплекса радиотехнических систем навигации, посадки, контроля траектории и управления воздушным движением «Вымпел».
В этом единственном полёте у «Бурана» была лишь одна попытка для захода на посадку. При посадке скорость составляла 300 км/ч, во время входа в атмосферу доходила до 25 скоростей звука (почти 30 тысяч км/ч).
Мы же бродим вместе с фотографом Jonk по заброшенным цехам, где стоит Буран 1.02.
Второй Буран 1.02 был практически подготовлен к космическому полёту в 1992 году. Должен был совершить второй полёт в автоматическом режиме со стыковкой с пилотируемой станцией «Мир», с посещением экипажа на орбите и последующей автоматической посадкой на аэродром Юбилейный.
Для корабля предназначалось название «Буря», в зарубежной литературе носил также наименование «Птичка».
Но СССР развалили, денег не было, и «Птичка» стала никому не нужна…
В отличие от уничтоженного в 2002 году при обрушении кровли ангара «Бурана», второй корабль не пострадал, так как хранился в особо прочном здании, специально рассчитанном на то, чтобы выдержать сильный взрыв — помещении монтажно-заправочного корпуса (площадка 112А), где многоразовые космические корабли должны были заправляться горючим, сжиженными газами и прочими взрывоопасными веществами перед полётом.
К моменту закрытия программы (начало 1990-х годов) было построено или велось строительство пяти лётных экземпляров корабля «Буран». Первый погиб при обрушении комплекса, как говорилось выше, второй мы смотрим.
Третий — изделие 2.01 «Байкал» — степень готовности корабля на момент прекращения работ составляла 30—50 %. 22—23 июня 2011 года перевезён речным транспортом на аэродром в Жуковский, для реставрации и последующего показа на авиасалоне МАКС.
Четвертый — 2.02 — был готов на 10—20 %. Разобран (частично) на стапелях Тушинского машиностроительного завода. Пятый был уничтожен в цехах Тушинского машиностроительного завода.
На этом и закончилась история Буранов. И новые «бураны» вряд ли появятся в ближайшее время.
Буран 1.02 в заброшенном цеху Космодрома Байконур: