Почему Фрэнсис Форд Коппола снял фильм «Крёстный отец»
История создания фильма «Крёстный отец» началась с книги Марио Пьюзо. Но не той, по которой был снят фильм, а предыдущей — книге об итальянских иммигрантах «Счастливая странница». После её выхода в издательстве Пьюзо сказали: «Хотите увеличить продажи своих книг — больше пишите о мафии».
Сильно стеснённый в средствах писатель ухватился за эту идею и тут же набросал план новой книги «про мафию». Но его отвергли, как и в восьми последующих издательствах. Марио Пьюзо был заядлым игроком и к тому времени задолжал крупную сумму денег букмекерам. Единственной его надеждой выпутаться из этой ситуации — срочно найти покупателя этого проекта. Сделав из своих набросков эскиз сценария, он направился в студию Paramount Pictures, где умудрился продать идею фильма об организованной преступности на условиях аванса в 10000 долларов сразу и 75000 после выхода книги.
Тем временем, проектом наконец заинтересовались в одном из издательств. Получив ещё один аванс, Пьюзо стал работать над книгой, которой суждено было стать бестселлером. Опубликованный в 1969 году, «Крестный отец» был в списке бестселлеров New York Times более 15 месяцев. На студии к тому времени уже успели забыть об этом проекте — фильмы о гангстерах в то время постоянно проваливались в прокате, но успех романа изменил планы.
Вспомнив о полученном по дешёвке сценарии мирового бестселлера, студийные боссы тут же решили «ковать железо пока оно горячо».
Причину провала предыдущих гангстерских фильмов видели в том, что практически все они были сделаны не итальянцами. Вот продюсер Роберт Эванс и решил в этот раз доверить дело выходцам с Апеннинского полуострова — чтобы фильм обрёл необходимый «запах спагетти».
Джеймс Каан, Марлон Брандо, Фрэнсис Форд Коппола, Аль Пачино, Джон Казале на съёмках фильма «Крёстный отец».
В первую очередь, конечно же, итальянцем должен быть быть режиссер. В числе первых кандидатов на это место рассматривали Серджио Леоне, однако его история мафии не заинтересовала. Как и всех последующих кандидатов — никто не хотел «романтизировать мафию». Так, постепенно очередь дошла до Фрэнсиса Форда Копполы, амбициозного, но к тому времени не слишком успешного постановщика хотя и имеющего в багаже «Оскара» — за сценарий военной драмы «Паттон». Книга Пьюзо и ему не пришлась по душе — из-за обилия секса и насилия, однако из-за долгов режиссер дал свое согласие. Он был не то что «на мели» — за его кинокомпанией висел долг в шестьсот тысяч долларов. «Давай, Френсис, — говорил его партнер по бизнесу Джордж Лукас. — Нам действительно нужны деньги. В конце концов, что ты теряешь?»
Джордж Лукас и Фрэнсис Форд Коппола.
И Коппола начал изучать материалы про мафию. Написав рабочий вариант сценария он отправил его Пьюзо. Тот оправил Копполе свои наработки. Так они и писали — один в Лос-Анджелесе, а другой в Сан-Франциско. Постоянно связываясь друг с другом, обсуждая и ключевые сцены, и мелкие детали. «Для соуса нужно сначала подрумянить чеснок», — писал в сценарии Коппола. Пьюзо вычеркивает строчку и говорит: «Для начала надо зажарить чеснок. Гангстеры не подрумянивают».
На студии изначально собирались делать фильм малобюджетный фильм исключительно про современную мафию. Много павильонных съёмок, минимум натуры. Но работая над сценарием Коппола понял, что для успеха картины действие её должно охватывать некий промежуток времени в 40-х годах, и в 70-х. Работать надо и в Нью-Йорке, и на Сицилии. В итоге бюджет картины быстро вырос с изначальных двух с половиной миллионов долларов до шести.
Марио Пьюзо, Френсис Форд Коппола, Роберт Эванс и Эл Радди объявляют о планах Paramount снять фильм «Крёстный отец», 29 сентября 1970 года.
Так вот и получилось, что благодаря долгам двух людей получился один из лучших фильмов мирового кинематографа.
Автор Виталий Дубогрей