Путешествие по восточному побережью Таймыра. Овцебыки
С овцебыками нам конечно несказанно повезло. Я практически не сомневался, что нам удастся их встретить, но предыдущий опыт их съёмки говорил о том, что эти животные достаточно непредсказуемы. Они могут и удрать, едва завидев человека, а могут и особо не обращать на него внимания. Тем более, что группы из более чем десятка животных нам до этого и не попадались. Добравшись до мыса Осушного, мы загнали наше судно далеко на сушу по небольшому заболоченному раcпадку. Ходовой винт Хивуса еще вращался, когда на пригорке показался белый шестиколесный Трэкол. Из динамиков автомагнитолы далеко по тундре разносилась песня Виктора Цоя «Группа крови на рукаве…».
Мы перегрузились в присланный за нами транспорт и уже через пол часа оказались на геологической базе. Там дежурили 5 человек, с нетерпением ожидая зимы, когда соберется весь состав экспедиции, и караван вагончиков и вездеходов тронется в центральную часть полуострова на разведку недр. А пока нас разместили в пустующих уютных вагончиках, предложили баню и замечательный ужин в столовой. На вопрос о живности в окрестностях, нам рассказали о целом стаде овцебыков, пасущихся недалеко в тундре. Уловив некоторое недоверие в наших взглядах, обитатели базы извлекли бинокль, через который мы рассмотрели на окрестных холмах черные точки. Много черных точек! Словно горошины рассыпанные по бескрайней тундре, залитой светом полнолуния и розовым закатом уходящего полярного дня. Было дикое желание взять камеру и бежать туда. Они же завтра могут оказаться за много километров. Мы их просто не сможем найти.
Фотографии и текст Виталия Горшкова
01. Обитатели базы успокоили, что стадо пасется здесь уже не один день, беспардонно провоцируя их гастрономические интересы. А если мы дождемся утра, то они и сами не прочь принять участие в фотосафари, при этом можно будет воспользоваться Трэколом, который животные подпускают гораздо ближе, чем человека. Долго уговаривать себя мы не дали, тем более — БАНЯ, шикарный УЖИН, и почти сутки без сна.
02. Эти два транспорта принадлежат искателям мамонтовой кости. Они прибыли из Хатанги, преодолев почти 400 км Таймырской тундры с реками, болотами, термокарстами. У Трэкола сломался задний мост. Сломался в прямом смысле этого слова — пополам. База геологов оказалась спасительной не только для нас. Последующие два дня мы наблюдали как при помощи болгарки, металлического швеллера и сварочного аппарата можно изготовить практически любую деталь автомобиля, вездехода или Хивуса. Конечно, место произрастания рук тоже имеет значение.
03. Утром нас ждал Трэкол…
04. И овцебыки.
05. Стадо действительно подпустило довольно близко Трэкол. Животные собрались в традиционное каре, когда взрослые животные, самцы, собираются в круг, при этом молодежь и самки оказываются в его центре. Таким образом стадо обороняется от волков — естественных врагов этих животных в тундре. Осаду могут держать так сутками. Однако, когда все высыпали из машины с фотокамерами наперевес, стадо галопом бросилось наутек. Совсем молодых животных — телят (или ягнят) в стаде не оказалось. Около километра мы ехали за беглецами, при этом от бегущей группы постоянно отставали отдельные быки, которые просто останавливались и с недоумением наблюдали, как мы проезжаем мимо, следуя за группой. Опытные геологи объяснили, что это — жертвы стада, призванные отвлечь на себя врага, дав возможность уйти всем остальным. Современники мамонта действовали по четко прописанной в генах программе, в которой давно не было апгрейда.
06.
07.
08. На следующий день, пока стальной швеллер в умелых руках нашего капитана превращался в полноценный блок управления судном на воздушной подушке, мы снова направились на поиски овцебыков. В этот раз с геологической базы за нами увязались три лайки. Несмотря на наши протесты, они все равно следовали за нами на почтительном расстоянии. Довольно быстро они нашли в холмистой тундре одинокого овцебыка.
09.
10. Шерсть овцебыка — уникальный по своим теплосберегающим свойствам продукт. А еще 200 грамм этой шерсти хватает на целый свитер.
11.
12. Бык оказался не из робкого десятка. Бежать он даже и не подумал. Когда мы подошли к месту действий, занятно было наблюдать как две более опытные собаки с нашим приходом потеряли всякий интерес к овцебыку, и расположившись на небольшом холмике наблюдали за дальнейшими событиями, уже не принимая в них участия. Однако, третья собака, которая только недавно появилась в геологическом поселке, прибежав откуда-то с бескрайних просторов Таймырской тундры, развлекалась как могла. Геологи, учитывая происхождение, прозвали её Приблудой. Так вот эта Приблуда постоянно провоцировала овцебыка на нападение.
13.
14. На стоявших поблизости людей, овцебык уже не реагировал.
15. Похоже, что сам овцебык воспринимал её как волка. При приближении собаки он низко опускал голову и стоял как вкопанный. Назойливая Приблуда делала выпады в сторону овцебыка, пытаясь обойти его с тыла. Быку подставлять свой незащищенный зад естественно не хотелось. Выставив переднюю ногу на пол шага вперед, он в смешанной активности трётся о неё мордой, цепляя рогом грунт, а потом бросается на пса.
16. Приблуда весело убегает от овцебыка. Какая-то азартная собачья радость просто лилась из неё. На нас она смотрела с видом: «Ну что ж вы ничего не делаете-то. Вот она — дичь. Я нашла и остановила её для вас».
17. Но нам-то нужно другое. Кадры гигабайтами вливались на флэш-карты фотокамер. В общем, Приблуда сделала нам съёмочный день.
18.
19. Однако, через некоторое время и Приблуда стала терять интерес к овцебыку, понимая, что не с теми связалась. А сам овцебык, ободренный своим «успехом» с «волком», обнаружил рядом с собой новую «тему».
20. В общем, попали мы под раздачу. Почесав привычно морду о левую ногу, бык сиганул через ручей и бросился на того кто был поближе. А поближе оказалась замечательная фотографиня из Владивостока — Оля Васик. Пока мы в тихом ужасе наблюдали за приближением лохматого «чудовища» к Ольге, Максим хладнокровно жал на кнопку затвора фотоаппарата. Это его кадры. Сделаны они конечно на «автомате», конечно было осознание всей серьезности ситуации, и понимание того, что помочь сейчас ей ни кто не сможет. Надо отдать Ольге должное. Мы воочию убедились в правдивости поговорки про русских женщин, останавливающих коня на скаку. Поговорка не точна. Русская женщина кого угодно на скаку остановит…
21.
22. В этой стрессовой ситуации она смогла поступить единственно правильно. Не бежать, громко крикнуть, раскинуть руки, для того, чтобы дать понять быку, что его цель может оказаться больше, чем он полагает.
23. До удара у быка дело не дошло. Подбежав практически вплотную к Ольге, он с такой же скоростью стал удирать обратно.
24. Интересно, занимаясь съёмкой диких зубров, я не раз оказывался в подобной ситуации. Совершенно та же форма поведения. В общем, ни кто из участников не пострадал. Все отделались только испугом. Соответствующие выводы были сделаны. Геолог Миша, наблюдавший всю эту сцену, сказал, что до этого думал, что только геологи могут быть так «больны на голову», однако теперь он понял, что ошибался.
25. Какая-то эйфория наблюдалась у обоих участников происшествия. Ольга была в радостном возбуждении, еще и от того, что её приключение оказалось запечатлено на фотокамеру. Вернувшаяся к нам Приблуда вновь стала осаждать быка, который вновь переключился на неё. У меня же стали закрадываться сомнения, относительно благополучного исхода нашей кампании. Сумеем ли мы в дальнейшем удержать в руках себя, да и своих коллег от очередной попытки получить редкий кадр, рискуя не только здоровьем. А объекты съёмки на севере Таймыра могут оказаться разные…
26.
27. Снимать такого красавца невозможно было остановиться.
28. Казалось, что с собакой у него формируются более теплые отношения. И всё что происходит — это не настоящая борьба за жизнь жертвы против хищника, а всего лишь игра.
29.
30. Но иногда резкие выдохи выдавали его эмоциональное состояние.
31.
32.
33.
34. Каждый вечер из-за горизонта поднималась огромная Луна. Окрестный пейзаж становился волшебным. С одной стороны затухающие краски ненадолго ушедшего за горизонт Солнца, розовыми тонами заливают окрестные холмы. А с другой — фантастически большой, и от того кажущийся нереально близким диск Луны. На заре человечества, десятки тысяч лет назад этот пейзаж выглядел так же.
35.