Затопленная колокольня — символ города Калязин
Одним из символов Калязина является затопленная колокольня. Сам Калязин находится относительно недалеко от Москвы на берегу Волги. Колокольня
построена в 1800 году при Никольском соборе, который был воздвигнут в 1694 году. Колокольня (высота 74,5 м) отстроена за 6 лет. Она имела 12
колоколов. Самый большой колокол в 1038 пудов отлит в 1895 году на деньги монастыря в честь восшествия на престол Николая II.
Фотографии и текст Киреева Андрея
2. К 1940-м годам утвердили проект Волгостроя, начало которому было положено ещё в 1920-е годы. По этому проекту предусматривалось
искусственное расширение реки Волги, создания на её акватории гидроэлектростанций. При создании Угличского водохранилища старая часть
Калязина оказалась в зоне затопления; собор был разобран, а колокольню оставили в качестве маяка.
3. Река Волга.
4. Сразу же, как по Волге начали ходить груженые баржи, стало ясно, что ориентироваться на другие знаки было невозможно, поскольку здесь очень
крутой поворот реки. В архивных документах того времени колокольня фигурирует как маяк.
5. Так колокольня выглядит вблизи.
6. В советское время ходили разговоры о том, что колокольню надо снести. Говорили о том, что её целесообразно разобрать, так как она немного
накренилась из-за непрочности фундамента, но в конце 80 годов XX века фундамент колокольни укрепили, вокруг был создан искусственный островок
с причалом для лодок.
7. Вознесенская церковь. Была построена в 1783 году. Изначально это была кладбищенская церковь, приписанная к Никольскому (Николаевскому) собору. Ее построили тогда, когда кладбище Николаевского прихода перенесли от собора в более отдаленное от центра города место. На кладбище покоились именитые калязинцы, купцы, духовенство, интеллигенция, мещане. В советское время Вознесенская церковь была закрыта, использовалась под хлебокомбинат. Церковь постепенно приходила в ветхость, и только с 1990-х началось ее возрождение.
8. Волжскме просторы впечатляют.
9. На закате.
10. Во время этой поездки ( июнь 2014 года) стояла невероятная жара. И все вокруг просто было раскалено от солнца.
11.
12. В Калязине можно договориться с местными и прокатитться с ветерком на моторной лодке по Волге.
13. Белые ночи. Июнь 2014 года.
14. Закат.
15.
16. Перед восходом. Солнце только село и через каких-то пару часов вот-вот будет восход.
17. Восход солнца.
Кто-то опять напишет в комментариях, что я выложил кучу однотипных фото. Но я хочу показать вам как меняется одно и тоже место в зависимости от времени суток.
18. Этот момент из всей поездки по Казязину понравился больше всего. Солнце пробивается сквозь узкие проемы колокольни.
19. Солнце уже высоко. Впереди еще один жаркий день. А путь мой лежал дальше на север. В Углич. А доехал я в итоге в этой поездке до Соловков и потом еще дальше, почти до Мурманска.
20.
21. Калязин до затопления. Художник Геннадий Сотсков. Холст. Масло.
22.
23. Если кому-то интересно, то можно порчитать статью про тайну затопленной колокольни в Калязине здесь http://www.clir.ru/blogs/chudesa-pravos
Я не стал ее копировать, так как уже многие это сделали до меня. А миф это или реальность остается только догадываться.
Я лишь приведу историю о снятии колокола и который якобы лежит в затопленном подвале колокольни.
Все строения в зоне затопления должны были быть либо разрушены, либо перенесены в незатопляемое место. Перенести каменный собор невозможно и его, как и все каменные строения, начали рушить. Однако, один из энтузиастов-архитекторов встал грудью на пути ломателей, даже в Москву ездил, но уговорил оставить колокольню собора, как маяк, ведь Волга в этом месте делает крутой поворот, почти под острым углом. Есть, правда, версия, что колокольню не взорвали потому, что просто не успели до весеннего паводка, но она не выдерживает никакой критики, ведь снос контролировал всемогущий НКВД, не взорвали с этом году, взорвали бы в следующем.
Так же несостоятельна версия о нехватке взрывчатки, по той же самой причине.
Другое дело — колокол, который висел на самом верхнем ярусе колокольни. Его нужно было снять. Все мы видели кадры кинохроники, где колокол выталкивают сквозь арочный проём какой-то колокольни, и он падает, разбиваясь о землю. Так же должно было произойти и в Калязине. Колокол сняли с подвеса и опустили на брёвна, уложенные в проём арки. И тут оказалось, что колокол просто не проходит в этот проём, не то выше, не то шире его. Поскольку уже имелось высочайшее указание не взрывать колокольню, ярус не стали сносить, а растёсывать арочный проём долго (а весенний паводок уже не за горами), надо было опустить колокол ярусом ниже, где проём шире. При опускании временный подвес не выдержал, и колокол рухнул на подготовленные ниже лаги. Многотонная (501 пуд) махина легко проломила их, как и все перекрытия нижних ярусов. Так получилось, что колокол падал ровно и не стремительно, задерживаясь на каждом перекрытии, и, в конце концов, стал на свод подвала колокольни, который подумал-подумал, да и проломился тоже. Из открытых створок ворот нижнего яруса вынесло клубы кирпичной пыли, какие-то бумажки, щепки, раздался гул, дрогнула земля. В результате колокол оказался в глубоком подвале.
Понятно, что к такому повороту событий товарищи оказались не готовы. Всё было подготовлено к тому, чтобы опускать колокол, а не поднимать его. Было понятно, что до паводка просто не управиться, и на колокол просто махнули рукой. К началу лета, когда паводок спал, оказалось, что подвал залит водой. И на колокол опять махнули рукой.
Также смотрите «Строительство Эйфелевой башни» и «Музей-усадьба Архангельское».