Фестиваль воздухоплавателей в Старой Руссе 2016
Воздухоплавание. Есть в нём что-то магическое. Это как закрытый клуб, куда попасть можно только совершив полёт и пройдя обряд
таинственного посвящения. Если встречаешься с человеком, уже поднимавшимся в небо, многозначительно обмениваешься с ним взглядами,
будто вам обоим удалось притронуться к какой-то тайне, доступной только избранным.
Фотографии и текст Владимира Кезлинга
Первый раз я летал на воздушном шаре три с половиной года назад — тогда я практически случайно попал на фестиваль, проходивший в Великом
Новгороде. С тех пор меня с воздухоплаванием связывают исключительно добрые дружеские отношения. Поэтому, когда меня пригласили принять
участие в ежегодном фестивале воздухоплавателей в Старой Руссе, я, не раздумывая, согласился.
Старая Русса — один из древнейших городов России. Расположен он в Новгородской области, в пятнадцати километрах к югу от озера Ильмень.
Фестиваль воздухоплавателей в Старой Руссе проводится в мае ежегодно вот уже в течение нескольких лет. И каждый год организаторы
приглашают меня посетить его, и каждый раз я вежливо отказываюсь, находясь в эти дни в каком-нибудь очередном далёком путешествии.
В этом году звёзды, наконец, сошлись. Наскоро собравшись, я закинул сумку с вещами в багажник, захватил с собой Димона, чтобы не было
скучно, и выехал в сторону Новгорода.
До последнего момента меня терзали смутные сомнения, что полёты вообще состоятся— для этого нужна была подходящая погода, без сильного
ветра и дождя. Синоптики же в течение всей предшествовавшей фестивалю недели обещали и первое, и второе, и компот в виде резкого
похолодания.
Первую половину пути нас сопровождал проливной дождь, но как только мы пересекли границу Ленинградской и Новгородской областей,
осадки неожиданно прекратились, и в просветы между облаками даже стало периодически заглядывать солнце.
1. В Старую Руссу мы приехали ближе к вечеру. Праздник как раз был в самом разгаре. Обычно фестивали воздухоплавания длятся
нескольких дней. Полёты проводятся ежедневно — утром и вечером.
Фестиваль в Старой Руссе начался ещё накануне, но, из-за плохой погоды, и первый старт аэростатов в пятницу вечером, и второй старт —
в субботу утром, пришлось отменить.
Вечерний старт в субботу проходил с центрального стадиона. Когда мы приехали, как раз шли финальные приготовления.
2. Монгольфьеры надувают в два этапа. Сначала в них нагоняют холодный воздух огромными вентиляторами.
3. Когда оболочка расправится и начнёт принимать форму, зажигают газовые горелки.
4. Огонь нагревает воздух внутри шаров, и они медленно, словно старые богатыри, начинают подниматься вверх.
5. Проходит не более десяти минут, и вот уже по всему стадиону стоят разноцветные красавцы, готовые в любой момент оторваться от земли.
6.
7. Богатыри-аэростаты: все красавцы молодые, великаны удалые, все равны, как на подбор, с ними дядька Черномор Че Гевара.
8. Наконец, со сцены объявляют о торжественном старте фестиваля, и аэростаты один за одним начинают уплывать в синее небо.
9. Я наблюдаю за ними с земли. Воздушные шары довольно быстро уносит ветром, и они скрываются за крышами домов и верхушками деревьев.
10.
11. Наступает воскресное утро. Сегодня старт воздушных шаров будет происходить с какого-то поля в паре десятков километров от Старой Руссы.
Выбор места для старта зависит от многих факторов, но в основном от скорости и направления ветра. Среднестатистический воздушный шар
может находиться в небе около двух часов, поэтому необходимо заранее предусмотреть место, где можно будет приземлиться. Для этого,
во-первых, нужна ровная площадка, а лучше всего большое поле; во-вторых, удобный подъезд, чтобы можно было загрузить приземлившийся
воздушный шар в машину.
12. Все экипажи добрались до нужного поля и начинают готовить свои воздушные шары к взлёту. Я бегаю вокруг и фотографирую. Вот казалось бы,
я — опытный путешественник, кучу стран объездил, ко всему готов, а резиновые сапоги забываю в машине, хотя специально брал их с собой. На
утреннем поле ноги промокают насквозь буквально за пару минут.
Пока одни лишь расправляют оболочку своего аэростата по полю, другие — уже взлетают.
13. Сегодня я лечу на шаре «Господин Великий Новгород». Перед полётом — стандартная процедура подготовки, состоящая из четырёх шагов.
Во-первых: расправляем оболочку воздушного шара по полю.
14. Во-вторых, включаем вентиляторы, которые наполнят оболочку воздухом.
15. В-третьих, зажигаем газовую горелку, которая нагреет воздух внутри монгольфьера.
16. В-четвёртых, занимаем своё место в гондоле и улетаем.
17. Воздушный шар набирает высоту очень плавно. Помню, когда летал в первый раз, я вообще позорно пропустил момент взлёта.
18. Пара мгновений — и мы уже плывём над полями на высоте нескольких десятков метров. Ветер уносит нас вперёд. Богатыри-аэростаты
остаются где-то позади.
19. Наконец, по очереди, все начинают подниматься в небо. Плыть по небу на шаре — одно удовольствие. Движется он очень плавно, корзину не
трясёт и не раскачивает. Один из моих знакомых пилотов любит пошутить по этому поводу: опять на воздушном шаре лететь — ну хоть посплю
часок.
20. Высота — несколько сотен метров. Вообще, воздушный шар может безопасно подниматься на три-четыре километра.
21. Про воздухоплавание существует немало мифов. Одни считают, что лететь на воздушном шаре — страшно, другие — холодно, третьи — опасно
для жизни.
22. Начнём с того, что, во-первых, лететь на шаре — совсем не страшно. Наоборот, интересно и приятно. Во-вторых, — вовсе не холодно.
Монгольфьер летит со скоростью ветра, поэтому для тех кто находится в его корзине, ветра вообще нет. Более того, иногда находиться в небе,
то даже теплее, чем на земле.
Что касается безопасности, то здесь, конечно, всё не так однозначно. Так как полёт проходит на большой высоте, то в случае нештатной ситуации,
закончиться всё может очень плачевно. Но, с другой стороны, вероятность такого развития событий близка к нулю. Вообще, монгольфьер
является одним из самых безопасных типов воздушного судна.
23. Как раз с безопасностью и связаны некоторые ограничения. Например, полёты на воздушных шарах проводятся обычно либо ранним утром,
сразу после рассвета, либо вечером, непосредственно перед закатом. Связано это с особенностью движения воздушных потоков в разное время
суток.
24. Мир из корзины монгольфьера выглядит совершенно иначе чем с земли, и даже знакомые места предстают в совершенно новом виде.
25. Наш полёт проходит над дремучими лесами.
26. Опустимся пониже и заглянем в лес. Среди новгородских берёз вальяжно прогуливаются непуганые лосихи.
Так как воздушный шар перемещается абсолютно беззвучно, можно подлететь к ним довольно близко. Правда, стоит издать какой-нибудь
громкий звук, например, начать нагревать воздушный шар горелкой, как эта махина весом в несколько сотен килограмм резко срывается с
места и через густой кустарник удирает в лесную чащу.
27. Наблюдая за лосями, пропускаем огромную берёзу, находящуюся прямо по нашему курсу. Приходится протискиваться через её густую крону.
28. Некоторые друзья спрашивали меня: как вообще управлять воздушным шаром? Отвечу: а никак! Шучу, конечно! Управлять воздушным шаром
можно. В целом, аэростат летит туда, куда дует ветер. Можно немного корректировать курс, подтягивая стропы, но всё равное основное
направление движения — всегда по ветру.
Есть маленький секрет: на разных высотах скорость и направление ветра — различаются. На одной высоте ветер может дуть в одну сторону, а на
другой — вообще в противоположную. Основная задача пилота — занять ту высоту, на которой скорость и направление ветра будут оптимальными.
29. Сначала кажется, что это — просто. Хочешь подняться повыше — нагревай шар горелкой, хочешь спуститься — дай шару остыть. На деле же всё
не так однозначно. Конечно, основной принцип верен: чем горячее воздух внутри монгольфьера, тем выше он поднимется, чем холоднее, тем
быстрее он будет опускаться.
Но и здесь есть один нюанс: аэростат реагирует на действия пилота с большой задержкой. Воздух внутри оболочки нагревается или охлаждается
довольно долго, и очень важно чувствовать свой воздушный шар: перегреешь — он рванёт в небо слишком быстро, переохладишь при снижении,
и не успеешь нагреть обратно, — ударишься об землю.
30. Мы пролетаем над непроходимыми новгородскими лесами и болотами. Урони что-нибудь из корзины вниз — найти это будет невозможно.
31. В наши дни стоимость одного полёта для 2-3 человек варьируется от 15 тысяч рублей в регионах до 30-40 тысяч рублей в Санкт-Петербурге и
Москве.
32. Если рассматривать покупку своего аэростата, то можно уложиться в несколько сотен тысяч рублей. Хороший же воздушный шар
отечественного производства в полной комплектации, способный поднимать в небо корзину с 3-4 людьми, обойдётся уже в один миллион.
Монгольфьер, произведённый за границей, будет стоить примерно в 5-10 раз дороже.
33. Правда, кроме приобретения воздушного шара нужно ещё научиться им управлять. Курсы пилота обойдутся ещё почти в 100 тысяч рублей.
34. Зато после этого можно смело отправляться покорять небо.
35.
36. Тем временем, внизу начинают собираться облака.
37. Они всё густеют, расплываясь постепенно по всему небосводу. Выглядит всё это сказочно.
38. В какой-то момент мы тоже вплываем в облако и летим вслепую. Вокруг нас молоко: не видно ровным счётом вообще ничего. Зато можно
исполнить свою детскую мечту — попробовать прикоснуться к облакам руками. На ощупь они, правда, ничем не отличаются от густого тумана —
вот так и разбиваются детские мечты.
Наш полёт длится уже больше полутора часов. Нужно искать место для приземления. Ветер совсем стихает. Наверху ещё хоть как-то дует, а около
земли — так вообще полный штиль. Внизу виднеется какая-то маленькая новгородская деревушка.
39. Вокруг неё поля какой-то невероятной красоты.
40. В итоге, мы приземляемся рядом с деревней с забавным названием Тулебля. Долго смеёмся, общаясь с командой поддержки и объясняя им,
где мы находимся:
— Вы приземлились?
— Да.
— Где?
— В Тулебля.
— В какой Туле, бля?
— В Тулебля, бля!
Всё это, конечно, шутки. На самом деле, ударение в названии этой деревни ставится на второй слог.
41. После успешного приземления все, кто летал в первый раз, проходят обряд посвящения в воздухоплаватели. Связан он со старой легендой.
В конце XVIII века во дворе Версаля братья Монгольфье в присутствии Людовика XVI подняли в небо воздушный шар с трёмя пассажирами в
корзине: бараном, петухом и уткой. Французскому королю забава понравилась, и он пожелал самолично взмыть в небеса, дабы обозреть с высоты
милую сердцу Францию и своих добрых подданных. Во время полёта он в эйфории воскликнул: «Я дарю вам, братья, все земли, которые вы
видите под собой, и графский титул в придачу!». Но после посадки, когда первый восторг улёгся, Людовик XVI, всегда отличавшийся
непоследовательностью своих действий и решений, поправился: «Вы будете владеть всеми этими землями, но только тогда, когда находитесь
над ними».
После приземления новоиспечённому воздухоплавателю подпаливают волосы на голове (это символизирует жар от огня, нагревающего шар),
тушат их шампанским, после чего нарекают графом. Название «графства» определяется по месту посадки.
Так я, по месту своего первого приземления в 2012 году, являюсь графом Толстиковым. А вот если бы мой первый полёт состоялся в этот раз, то я
носил бы почётное звание графа Тулеблятского (на самом деле, конечно же, — Тулебельского).
После приземления наши приключения выходят на новый уровень: пытаемся объяснить команде поддержки, где мы находимся, и как к нам
проехать. GPS-навигатор — сел, телефоны не работают, бумажные карты все остались в гостинице. Единственными ориентирами являются
коровник да старая водонапорная башня. Но говорить про них — тоже самое, что дрейфуя в море, объяснять: здесь вода и много чаек.
Спустя пару часов нас находят. Фестиваль заканчивается.
Также смотрите «Ежегодный фестиваль воздушных шаров в Альбукерке» и «Скульптуры у моря 2015».