20 век в цвете. 1970 год: наша страна полвека назад
Сегодня у нас в проекте 20 век в цвете 1970 год в СССР. Наша страна полвека назад.
Это было прекрасное время: до начала «застоя» оставалось ещё несколько лет, жизнь становилась лучше и перспективы казались очень светлыми.
Год прошёл под знаком 100-летия Иьича и эта круглая дата усиливала ощущение, что 70-й ― год не вполне рядовой, а какой-то рубежный.
Наверное, в чём-то год и был рубежным, точнее, «векторным»: СССР сделал первый крупный шаг по пути построения потребительского общества за счёт продажи природных ресурсов на Запад.
1 февраля 1970 г. в городе Эссен (Германия), в конференц-зале отеля «Кайзерхоф» состоялось подписание первого контракта на поставки природного газа из СССР в ФРГ:
Золото пробы 99,99. Бальтерманц, 1970. «Слиток, завершающий годовой план»:
Конечно, ресурсы на Запад гнали и при Сталине, но это делалось во имя ускоренной индустриализации, создания новой оборонной промышленности. Теперь парадигма изменилась и часть валютного потока решили потратить на улучшение благосостояния советских людей.
Ещё в конце 1960-х советские партия и правительство решили, что советский человек созрел для массового личного автовладения.
Однако сколько десятилетий не создавали советский автопром, а завод по производству «народного автомобиля» пришлось-таки закупать у «гнилого Запада», в лице далеко не самой богатой Италии. Фактически это было признание несостоятельности советской научно-конструкторской мысли в соревновании с западной на одном из самых важных и знаковых направлений.
19 апреля 1970 года с главного конвейера завода сошли первые шесть автомобилей ВАЗ-2101:
Эта машина стала символом эпохи позднего СССР, символом личного успеха представителей «советского среднего класса».
Не менее знаковым событием стал долгожданный запуск в массовое производство новой «Волги», которую начали разрабатывать ещё в 1962 г. (взяв за основу американский стиль того времени) и всё никак не могли довести «до ума».
ГАЗ-24 «Волга» на набережной Волги, Владимир Войтенко, фотохроника ТАСС:
Пусть американский дизайн 1962 г. к 1970-му выглядел уже несколько старомодно, но космическая сверхдержава наконец смогла снять с конвейера старую «Волгу» с её дизайном середины 1950-х: она к тому времени начала смотреться уже совсем архаично на проспектах «самого передового города Земли».
Кто мог подумать в 1970-м, что ГАЗ-24 станет, по-сути, последним советским автомобилем среднего класса, а её «31-я» модификация будет выпускать даже в буржуазной РФ аж до 2008 года!
Однако помимо столь неоднозначных достижений автопрома в 1970 г. у СССР ещё было чем гордиться.
Символом триумфа высоких советских технологий стал сверхзвуковой красавец-авиалайнер, сумевший взлететь раньше своего западного аналога «Конкорда»!
Правда, до запуска в коммерческую эксплуатацию тогда ещё оставалось как до Луны, зато это чудо техники можно было всем показывать и на земле оно производило не менее сильное впечатление!
Сверхзвуковой самолет ТУ-144 около исторического павильона-«рюмки» в Шереметьево. Ю. Чуприков, ТАСС, 1970:
Увы, в итоге, как мы знаем, эта вершина оказалась выше потолка советских возможностей и помимо нескольких лет пиара и заслуженной гордости оставила после себя гигантские убытки и разбитые мечты.
А в реальности в СССР 1970-го даже на международных авиарейсах продолжали служить машины из конца 1940-х, такие как этот старичок ИЛ-14 в аэропорту Стокгольм-Арланда:
Но уж в Космосе СССР в 1970 г. был действительно на первых ролях, пытаясь взять реванш за американский лунный триумф предыдущего года.
17 ноября 1970 г. на Луне начал работать первый в мире самоходный аппарат — «Луноход-1»:
А эти снимки в 1970 г. были сделаны советским зондом на Венере:
Помимо космических успехов, СССР вдруг вырвался вперёд в той сфере, где этого совсем не ожидали — в области высокой моды!
Да-да, это было время триумфа советских моделей на Западе!
Демонстрация летнего платья и удлиненного жакета из шелка. Фотохроника ТАСС П.Федотов, 1970:
Демонстрация оранжевого платья с льняным шарфом. Фотохроника ТАСС П.Федотов, 1970:
Экспериментировали и в стиле «а-ля рюс»:
А туркменские студентки в 1970-м предпочитали стиль «а-ля тюрк»:
Наш рассказ про 1970-й будет неполным без сцен жизни обычных людей.
Семья москвичей на фото Якова Берлинера в 1970 году:
Наверное, многие читатели узнают на таких снимках себя и своих родителей. Это было прекрасное время для молодости, для первого сытого поколения, не знавшего каторжного труда, леденящего страха и похоронок.
Гурзуф. Валентин Соболев. Фотохроника ТАСС, 1970:
Тогда никто не знал, сколько звёздочек может быть у отеля, а на советских пляжах яблоку некуда было упасть!
Пляж Ривьера в Сочи, 1970:
Городской пляж в Сочи. Елин, РИА Новости, 1970:
Покупки своих первых «Жигулей» будут впереди, а в 1970 году «королём дорог» был мотоцикл «Ява», дававший настоящую свободу путешествий!
Литовская мотоциклистка, 1970:
Хотя подавляющее большинство советский людей тогда путешествовало, конечно, поездом.
Паровоз на станции Сковородино в Сибири, 1970:
Счастливый отдых простых советских людей стал тогда излюбленной темой профессиональных фотокорреспондентов, которые набили руку на постановке красивых кадров.
Ресторан «Зелёныйм попугай». Сочи. Галина Кмит. РИА Новости, 1970:
Обратите внимание на ударные «батареи» на столиках)) А для кого-то радостью жизни в 1970-м был и стакан сладкой газировки:
Обзор жизни советских городов полвека назад мог бы занять отдельный пост, поэтому мы покажем лишь пунктиром.
В основном, конечно, строили. В Москве, например, началось возведение «Белого дома»:
Что-то восстанавливали. Рига. Восстановление шпиля собора Святого Петра Людмила Николаевна Пущина, 1970:
А что-то сносили. Последние остатки Королевского замка в бывшем Кёнигсберге, 1970:
Немного советских знаменитостей полувековой давности. Леонид Брежнев и Алексей Косыгин, 1970 год:
Суворовцы и Буденный, фотограф Вячеслав Ун-Да-син, ТАСС, 1970 год:
Писатель Михаил Александрович Шолохов (1905—1984) в рабочем кабинете в станице Вешенская. Иван Денисенко, РИА Новости, 1970:
Источник: visualhistory