Блог Техника

Самолеты, которые больше не летают

Со времен Икара, человек, желая воспарить над землей, проводил эксперименты над созданием летательных аппаратов. Развивалась техническая мысль, усложнялась техника – от пары крыльев до супербыстрых авиалайнеров… Но случалось всякое, иногдае самолеты не взлетали вовсе, а иногда спускались на землю в самом расцвете сил навсегда.

 

Сегодня о последних. О тех, кто ярко начинал и грустно заканчивал….

Подборка Сергей Анашкевич

 

 

Aérospatiale-BAC Concorde и Ту-144

 

Легендарный британо-французский «Конкорд» и не менее легендарный советский Ту-144 — только два пассажирских самолета, которые летали на сверхзвуковых скоростях. Оба разработаны в середине 1970-х, однако если Ту-144 выполнил чуть более 100 полетов и был снят с рейсов из-за нерентабельности, то Concorde долетал аж до начала нулевых.

 

Опытный Ту-144, который по кодификации НАТО назывался Charger, впервые поднялся в воздух 31 декабря 1968 года. Во время первого перелета еще предсерийного самолета 20 сентября 1972 года по маршруту Москва – Ташкент крейсерская скорость машины достигала отметки 2500 км/ч. В этот же год на Воронежском авиационном заводе началось серийное производство авиалайнера и продолжалось там до 1977 г. До момента прекращения регулярных пассажирских перевозок в мае 1978 года, экипажи Аэрофлота на Ту-144 выполнили 55 рейсов, перевезя 3284 пассажира.

 

Ту-144 стал первым в СССР пассажирским самолетом, который получил национальный сертификат летной годности на безопасность перевозки пассажиров, остальные самолеты Аэрофлота в то время подобного сертификата не имели. Создание и доводка Ту-144 считается крупнейшей и сложнейшей программой в истории советского самолетостроения. Всего было произведено 17 экземпляров сверхзвуковых авиалайнеров Ту-144. Оборудование пассажирских салонов заказывали в ГДР. В нынешнее время два самолета Ту-144 хранятся в авиамузеях Монино и г. Ульяновск.

 

Начало истории «Конкорда» датируется 1962 годом, когда произошло слияние двух программ проектирования пассажирского сверхзвукового самолета. Французскую сторону представляла компания Sud Aviation, английскую – компания BAC. Реактивные двигатели для силовой установки самолета создавались совместными усилиями французской фирмы SNECMA и британской Rolls-Royce. За всю историю были выпущены 20 таких моделей, 9 из них проданы во владение авиакомпаний Air France и British Airways, еще 5 машин переданы этим авиакомпаниям по символической цене. Их эксплуатация составила долгих 27 лет, за которые были перевезены регулярными и чартерными рейсами более 3 млн пассажиров.

 

25 июля 2000 г. произошла катастрофа при вылете самолета «Конкорд» из аэропорта «Шарль де Голль» (Париж). В результате падения самолета погибли 113 человек. Рынок авиаперевозок сверхзвуковыми пассажирскими лайнерами существенно сократился после 11 сентября 2001 года. Эти два события стали причинами, по которым «Конкорды» в 2013 году полностью сняли с эксплуатации.

 

Douglas DC-2

 

Считается первым пассажирским самолетом, который действительно доказал, что пассажирские перевозки могут быть не только комфортными, но также безопасными. При этом мог перевозить лишь 12 пассажиров. Созданный в 1934-м он через год уступил место Douglas DC-3 — первому по-настоящему массовому и успешному пассажирскому самолету. Из-за своей массовости (построено более 16 тыс. штук) Douglas DC-3 является и одним из самых опасных в истории авиации — в различных воздушных инцидентах с его участием погибли более 10,7 тыс. человек.

 

Vought V-173

 

«Шумовка» с пропеллерными двигателями была создана в ходе Второй мировой войны как экспериментальный аппарат — для доказательства того, что самолеты вертикального взлета и посадки с «круглым крылом» возможны не только теоретически. Послужил прототипом для более большого и тяжелого Vought XF-5U-1, названного Панкейк («Летающий блин»). Тот, в свою очередь, тоже не пошел в серию, так как война закончилась и ВВС США задумались о реактивной авиации. Но эти самолеты летали и летали успешно — на счету их порядка 200 экспериментальных полетов.

 

Hughes H-4 Hercules

 

Это самая большая из всех когда-либо существовавших транспортных лодок — размах крыла в 98 м до сих пор остается непревзойденным в классе самолетов-амфибий. Для сравнения размах крыла Ан-124 «Руслан» — 73,3 м и Ан-225 «Мрия» — 88,4 м. В теории самолет должен был перевозить до 750 солдат в полном снаряжении, взлетать и садиться на воду. Гигантская летающая лодка совершила лишь один полет 2 ноября 1947 года и не пошла в производство за ненадобностью — миллиардер Говард Хьюз разрабатывал его с начала Второй мировой войны, но более или менее закончил только в 1947-м, когда необходимость в нем отпала. В настоящее время «Геркулес» Хьюза —экспонат авиационного музея в Макминнвилле (Орегон), куда его перевезли в 1993 году.

 

Lockheed M-21 Blackbird

 

Разведывательный самолет, созданный для ЦРУ в середине 1960-х годов. Параллельно с созданием БПЛА D-21 (от «Daughter» — дочь) в Skunk Works велись работы по созданию его носителя — М-21 (от «Mother», 21 — перевернутое «12»). Lockheed M-21 — до сих пор считается одним из самых быстрых самолетов, когда-либо построенных человеком, — его скорость на высоте в 25,5 км могла достигать 3 Маха (более 3000 км/час). Он предназначался для запуска беспилотных аппаратов непосредственно вблизи границы с вероятным противником (тогда — СССР).

 

30 июля 1966 в районе о. Мидуэй с М-21 осуществил четвертый запуск D-21А с полным запасом топлива. В результате «ассимметрии» тяги, в момент разделения М-21 на скорости М=3,25 столкнулся с D-21. Неуправляемые M-21 и D-21 рухнули в Тихий океан. Летчик-испытатель Билл Парк и «офицер управления запуском» (LCO) Рэй Торрик успешно катапультировались, но при приземлении в открытом океане Торрик утонул. После катастрофы программу TAG-BOARD свернули, полеты оставшегося М-21 больше не производились. Сейчас он находится в Museum of Flight, Seattle, штат Вашингтон.

 

McDonnell Douglas DC-10

 

Ключевой пассажирский и грузовой самолет гражданской авиации США 1970-1980-х годов, дедушка современных коммерческих лайнеров. Несмотря на то, что производство DC-10, начавшееся в 1968 году, остановили еще в 1988 году, FedEx Express до недавнего времени использовал эти машины (начал выводить из парка только в 2010-м). Последний пассажирский рейс DC-10, принадлежавший авиакомпании Biman Bangladesh Airlines, совершил 24 февраля 2014 года из Бирмингема в Дакку. Грузовые варианты DC-10 считаются наиболее удачными, и после ряда модификаций самолет заслужил славу неубиваемого, надежного и выгодного в эксплуатации грузового лайнера. Саму McDonnell Douglas в свое время поглотил Boeing.

 

Convair Model 118

 

Если кто-то считает, что летающую автомашину впервые показали в «Фантомасе», то он ошибается — Convair Model 118, двухдверный седан со съемной самолетной частью был построен в количестве двух экземпляров сразу после Второй мировой войны. Размах крыльев 12,3 м. Машина могла находиться в воздухе более часа. Планер устанавливался на автомобиль сверху, а в дорожном режиме возился в прицепе. Производитель надеялся, что эти «самолеты-машины» будут брать напрокат в аэропортах. 15 ноября 1947 года машина впервые поднялась в воздух.

 

Через три недели из-за отказа системы подачи топлива ConvAirCar разбился, но пилот Робен Снодграсс остался жив. В прессе поднялась шумиха. Инвесторы, предварительно давшие согласие на финансирование проекта, пошли на попятную. В январе 1948 работы по ConvAirCar свернули.

 

Taylor Aerocar III

 

Тремя годами позже другой американский производитель решил повторить попытку с «шоссейным самолетом» — гибрид, который мог бы использоваться как семейный автомобиль и самолет (за счет быстро прикрепляемых крыльев, хвостового оперения и винта). Преобразование из воздушного в дорожный вариант выполнялось одним человеком в течение пяти минут. По прибытии на аэродром крылья и хвост отстегивались и буксировались за автомобилем на выдвижных из передней кромки корня крыла колесах. Но аппарат не нашел спроса — для минимальной окупаемости производства компании нужны были 500 заказчиков, предзаказов она сумела получить вдвое меньше. Были построены и испытаны шесть самолетов, которые успели набрать более 200000 миль пробега по земле и более 5000 часов налета, после чего проект закрыли. Кстати, эта штука могла ездить по дорогам со скоростью до 100 км/ч, а летать по воздуху в два раза быстрее.

 

Также смотрите «Производство фронтового бомбардировщика Су-34. НАЗ им. Чкалова» и «Производство самолётов Ту-160, Ту-22М3 и Ту-214».

Комментарии