Блог Россия > Техника

Производство самолётов Ту-160, Ту-22М3 и Ту-214

Казанский авиационный завод им. Горбунова — одно из крупнейших отечественных предприятий авиационной промышленности, единственный в России производитель стратегических бомбардировщиков последнего поколения. Завод производит и обслуживает ракетоносец Ту-160, бомбардировщик Ту-22М3, а также различные модификации пассажирского самолёта Ту-214.

The production of aircraft Tu-160, Tu-22M3 and Tu-214_01

Фотографии и текст Славы Степанова

 

1. В годы Великой Отечественной войны Казанский авиационный завод им. Горбунова выпускал для фронта пикирующий бомбардировщик Пе-2 и дальний бомбардировщик Пе-8. Тогда каждые сутки завод отправлял на фронт по 10-12 боевых самолётов. Так за годы войны их было выпущено более 10 тысяч.

The production of aircraft Tu-160, Tu-22M3 and Tu-214_02

 

2. Новую эпоху отечественной дальней авиации открыл самолёт Ту-16 с турбореактивными двигателями, который был призван заменить винтомоторный бомбардировщик Ту-4, вдвое превосходя его по скорости. Затем на базе бомбардировщика Ту-16 было налажено производство пассажирского авиалайнера Ту-104. Позже появилась модификация Ту-110 для государственных нужд. В 1960-х годах высшее руководство страны пересело на дальнемагистральные Ил-62М, также изготовленные на Казанском авиационном объединении.

 

За годы своего существования КАЗ им. Горбунова выпустил более 23 тысяч единиц авиационной техники различного типа.

The production of aircraft Tu-160, Tu-22M3 and Tu-214_03

 

3. Ту-160 — сверхзвуковой стратегический ракетоносец-бомбардировщик, вооружённый крылатыми ракетами большой дальности. Состоит на вооружении ВКС России. Самолёт предназначен для решения разнообразных задач в широком диапазоне дозвуковых и сверхзвуковых скоростей полёта независимо от метеоусловий и времени суток.

The production of aircraft Tu-160, Tu-22M3 and Tu-214_04

 

4. Это самый мощный сверхзвуковой самолёт в истории военной авиации, самый скоростной бомбардировщик, самый тяжёлый в мире боевой самолёт по взлётной массе. За светлое антибликовое покрытие лётчики называют Ту-160 «Белый лебедь».

The production of aircraft Tu-160, Tu-22M3 and Tu-214_05

 

5. Одной из главных особенностей Ту-160 стала изменяющаяся в полёте форма крыла. В процессе полёта стреловидное крыло способно по мере необходимости изменять свою форму для достижения сверхзвуковой скорости.

The production of aircraft Tu-160, Tu-22M3 and Tu-214_06

 

6. Ту-160 без дозаправки преодолевает 12 тысяч километров, развивая максимальную скорость 2200 км/ч. На машинах этого типа было установлено 44 официальных мировых рекорда.

The production of aircraft Tu-160, Tu-22M3 and Tu-214_07

 

7. На самолёте установлена электродистанционная автоматическая бортовая система управления с четырёхкратным резервированием и дублированием механической проводкой. Управление самолётом сдвоенное, установлены не штурвалы, как принято на тяжёлых машинах, а ручки.

The production of aircraft Tu-160, Tu-22M3 and Tu-214_08

 

8. Экипаж самолёта состоит из четырёх человек.

The production of aircraft Tu-160, Tu-22M3 and Tu-214_09

 

9. Самолёт после соответствующего переоборудования может оснащаться также свободнопадающими бомбами (до 40 000 кг) различного калибра, в том числе и ядерными, разовыми бомбовыми кассетами, морскими минами и другим вооружением.

The production of aircraft Tu-160, Tu-22M3 and Tu-214_10

 

10. Ту-160 с бортовым номером «14» (RF-94103), получивший название «Игорь Сикорский». Данный борт совершил первый полёт в 1988 году и является одним из восьми Ту-160, полученных российской стороной в 1999 году с Украины из состава бывшего 184-го гвардейского тяжёлого бомбардировочного полка в Прилуках.

The production of aircraft Tu-160, Tu-22M3 and Tu-214_11

 

11. С апреля 2015 года по поручению министра обороны РФ Сергея Шойгу на Казанском авиационном заводе возобновлён выпуск Ту-160.

The production of aircraft Tu-160, Tu-22M3 and Tu-214_12

 

12. В настоящее время развёрнуты работы по подготовке опытного образца Ту-160М2.

The production of aircraft Tu-160, Tu-22M3 and Tu-214_13

 

13. Работы предполагают обновление всего бортового оборудования, замену двигателей и применение современных видов вооружения.

The production of aircraft Tu-160, Tu-22M3 and Tu-214_14

 

14. Новый самолёт только внешне будет похож на существующий Ту-160, «начинка» планируется совсем другая.

The production of aircraft Tu-160, Tu-22M3 and Tu-214_15

 

15. По заявлению Минобороны РФ, будут построены дополнительные 50 модернизированных стратегических бомбардировщиков Ту-160М2.

The production of aircraft Tu-160, Tu-22M3 and Tu-214_16

 

16. Ту-22М3 — дальний многорежимный бомбардировщик-ракетоносец. Предназначен для поражения наземных и морских целей противника во всём диапазоне скоростей с больших, средних и малых высот.

The production of aircraft Tu-160, Tu-22M3 and Tu-214_17

 

17. Для выполнения ряда военных задач стране требовался самолёт с улучшенными взлётно-посадочными характеристиками, способный не только выполнять сверхзвуковой бросок на большой высоте, но и совершать длительный полёт на малой высоте с высокой околозвуковой скоростью.

The production of aircraft Tu-160, Tu-22M3 and Tu-214_18

 

18. Ракетоносец решает две основные задачи: нанесение ударов по стратегическим целям и поражение крупных морских целей. Основное вооружение Ту-22М3 — неуправляемые авиабомбы и ракетное вооружение.

The production of aircraft Tu-160, Tu-22M3 and Tu-214_19

 

19. Преемственность поколений.

The production of aircraft Tu-160, Tu-22M3 and Tu-214_20

 

20.

The production of aircraft Tu-160, Tu-22M3 and Tu-214_21

 

21. Характерной конструктивной особенностью самолётов Ту-22М3 является смещённый влево на 2-3 градуса «ноль» руля направления, для компенсации вращающего момента двигателей.

The production of aircraft Tu-160, Tu-22M3 and Tu-214_22

 

22. Крыло состоит из неподвижной части и поворотных консолей. Крыло переставляется на углы от 20° до 65°.

The production of aircraft Tu-160, Tu-22M3 and Tu-214_23

 

23.

The production of aircraft Tu-160, Tu-22M3 and Tu-214_24

 

24. Испытания всех воздушных судов, производимых и ремонтируемых на предприятии, осуществляются на заводском аэродроме «Борисоглебское».

The production of aircraft Tu-160, Tu-22M3 and Tu-214_25

 

25.

The production of aircraft Tu-160, Tu-22M3 and Tu-214_26

 

26. Длина взлётной полосы лётно-испытательной станции составляет 3300 метров, что позволяет обслуживать военные и гражданские самолёты.

The production of aircraft Tu-160, Tu-22M3 and Tu-214_27

 

27. Максимальная взлётная масса Ту-22М3 составляет 126 000 кг, максимальная посадочная — 88 000 кг.

The production of aircraft Tu-160, Tu-22M3 and Tu-214_28

 

28. Экипаж располагается в катапультных креслах. Подход к рабочим местам — через четыре крышки входных люков, открываемые вверх.

The production of aircraft Tu-160, Tu-22M3 and Tu-214_29

 

29.

The production of aircraft Tu-160, Tu-22M3 and Tu-214_30

 

30.

The production of aircraft Tu-160, Tu-22M3 and Tu-214_31

 

31. Среднемагистральный пассажирский самолёт Ту-214 является усовершенствованной грузопассажирской модификацией Ту-204.

The production of aircraft Tu-160, Tu-22M3 and Tu-214_32

 

32. Хорошо зарекомендовав себя в эксплуатации на пассажирских перевозках, Ту-214 был выбран в качестве базового для создания целого ряда самолётов специального значения.

The production of aircraft Tu-160, Tu-22M3 and Tu-214_33

 

33. Современный самолёт в своей конструкции имеет около 200 тысяч болтов и 2-3 млн заклёпок.

The production of aircraft Tu-160, Tu-22M3 and Tu-214_34

 

34.

The production of aircraft Tu-160, Tu-22M3 and Tu-214_35

 

35. Работа с шасси.

The production of aircraft Tu-160, Tu-22M3 and Tu-214_36

 

36. Ту-214 оснащен двумя двигателями ПС-90А.

The production of aircraft Tu-160, Tu-22M3 and Tu-214_37

 

37.

The production of aircraft Tu-160, Tu-22M3 and Tu-214_38

 

38. Кабина экипажа.

The production of aircraft Tu-160, Tu-22M3 and Tu-214_39

 

39.

The production of aircraft Tu-160, Tu-22M3 and Tu-214_40

 

40. По спецзаказу управления делами президента РФ силами ПАО «Туполев» были разработаны специальные модификации: Ту-214СР (самолёт-ретранслятор), Ту-214 ПУ (пункт управления) и Ту-214СУС (специальный узел связи). Дальность полёта этих спецбортов увеличена до 10 000 км за счёт установки дополнительных топливных баков.

The production of aircraft Tu-160, Tu-22M3 and Tu-214_41

 

41. Ту-214ОН разработан специально для реализации Международного проекта «Открытое небо».

 

Самолёт предназначен для инспекционных полётов. Борт оборудован приборами аэрофотосъёмки и позволяет с воздуха ознакомиться с военной инфраструктурой других стран. Ту-214ОН — первый в истории Договора по открытому небу самолёт, оснащённый всеми видами разрешённой аппаратуры наблюдения.

The production of aircraft Tu-160, Tu-22M3 and Tu-214_42

 

42. Ту-214СР — самолёт-ретранслятор, который был разработан специально для администрации президента.

 

Самолёт оснащён радиотехническим комплексом, обеспечивающим через спутниковые системы связь с наземными объектами и другими воздушными судами. Руководители РФ пользуются радиорелейной связью. Однако такая связь работает только в пределах прямой видимости, поэтому для неё нужна система наземных радиостанций, самолётов-ретрансляторов и спутников.

The production of aircraft Tu-160, Tu-22M3 and Tu-214_43

 

43.

The production of aircraft Tu-160, Tu-22M3 and Tu-214_44

 

Также смотрите «Производство самолётов Ил-76 и Ту-204 на заводе «Авиастар-СП»» и «Упавшие самолеты: падение со счастливым концом».

Комментарии