Блог Техника

Производство самолётов Ил-76 и Ту-204 на заводе «Авиастар-СП»

«Авиастар-СП» — крупнейший авиастроительный завод России, входящий в Объединенную авиастроительную корпорацию (ОАК). Предприятие базируется в Ульяновске и производит тяжёлые транспортные самолёты Ил-76МД-90А и пассажирские Ту-204. Раньше здесь выпускались самые большие в мире грузовые самолёты Ан-124 «Руслан». Сейчас завод занимается их сервисным обслуживанием. Кроме того, «Авиастар-СП» участвует в производстве нового магистрального самолёта МС-21 и Sukhoi Superjet 100.

The production of Il-76 and Tu-204 at the plant Aviastar-SP 01

Фотографии и текст Славы Степанова

 

1. Авиастроительный комплекс в Ульяновске был создан в 1976 году. Это самый молодой авиазавод России.

 

Производственные корпуса предприятия занимают сотни гектаров, а с учётом территории аэродромного комплекса — более 1 000. Это равняется площади Васильевского острова в Санкт-Петербурге.

The production of Il-76 and Tu-204 at the plant Aviastar-SP 02

 

2. Главное административное здание «Авиастара» — пожалуй, самое необычное строение советской архитектуры Ульяновска. Монтаж декоративной капсулы на верхушке производили в 1987 году с помощью вертолёта Ми-10. Эта решётчатая конструкция позволила увеличить общую высоту здания до 100 метров.

The production of Il-76 and Tu-204 at the plant Aviastar-SP 03

 

3. «Авиастар» — это завод полного цикла, начиная от литья металла и заканчивая передачей готового самолёта заказчику. Производство состоит из нескольких этапов. После необходимой обработки компоненты попадают в цех агрегатно-сборочного производства, где собираются крылья, оперение, отсеки фюзеляжа.

The production of Il-76 and Tu-204 at the plant Aviastar-SP 04

 

4. На предприятии работают около 10 000 человек.

The production of Il-76 and Tu-204 at the plant Aviastar-SP 05

 

5. Почти треть персонала — молодёжь до 35 лет.

The production of Il-76 and Tu-204 at the plant Aviastar-SP 06

 

6. Производство обеспечивают более 400 единиц оборудования.

The production of Il-76 and Tu-204 at the plant Aviastar-SP 07

 

7. Автоматизированный центральный комплектовочный склад, где хранятся готовые детали для самолётов.

The production of Il-76 and Tu-204 at the plant Aviastar-SP 08

 

8. Работы у «Авиастара» хватает. Некоторые сборочные цеха работают в две смены, при необходимости люди выходят сверхурочно.

The production of Il-76 and Tu-204 at the plant Aviastar-SP 09

 

9. Хвостовое оперение.

The production of Il-76 and Tu-204 at the plant Aviastar-SP 10

 

10. Автоматическая клёпка.

The production of Il-76 and Tu-204 at the plant Aviastar-SP 11

 

11. Сборка фонаря кабины штурмана.

The production of Il-76 and Tu-204 at the plant Aviastar-SP 12

 

12. Основную загрузку заводу даёт серийное производство самолёта Ил-76МД-90А. В 2015 году «Авиастар» передал в эксплуатацию два Ил-76. Третий борт завершает лётные испытания.

The production of Il-76 and Tu-204 at the plant Aviastar-SP 13

 

13. Всего в производстве «Авиастара» в разной степени готовности находятся порядка десяти самолётов семейства Ил.

The production of Il-76 and Tu-204 at the plant Aviastar-SP 14

 

14. В семействе Илов, которые производит «Авиастар», есть и другая перспективная модификация — это топливозаправщик Ил-78М-90А. Сегодня завершается стыковка крыла. В 2016 году завод планирует завершить производство первого российского самолёта-топливозаправщика.

The production of Il-76 and Tu-204 at the plant Aviastar-SP 15

 

15. Постоянно ведётся контроль качества сборки.

The production of Il-76 and Tu-204 at the plant Aviastar-SP 16

 

16. Цех окончательной сборки. Площади цеха позволяют одновременно осуществлять сборку как минимум 8 узкофюзеляжных и 3 широкофюзеляжных судов.

The production of Il-76 and Tu-204 at the plant Aviastar-SP 17

 

17. Длина цеха — 500 метров, ширина — 100.

The production of Il-76 and Tu-204 at the plant Aviastar-SP 18

 

18. Высота цеха — 36 метров, это как 12-этажный дом.

The production of Il-76 and Tu-204 at the plant Aviastar-SP 19

 

19. С 1990 года на «Авиастаре» производят самолет Ту-204 различных модификаций. Тогда он был разработан для замены пассажирского самолёта Ту-154.

The production of Il-76 and Tu-204 at the plant Aviastar-SP 20

 

20. Ту-204-300 — первый российский самолёт, способный на длительные перелёты без дозаправки. К примеру, авиакомпания «Владивотоск-Авиа» совершала перелёт Москва–Владивосток за 9 часов без пересадок.

The production of Il-76 and Tu-204 at the plant Aviastar-SP 21

 

21. Самолёты Ту-204-300 оснащены экономичными двигателями ПС-90А, отвечающими всем требованиям по уровню шума.

The production of Il-76 and Tu-204 at the plant Aviastar-SP 22

 

22. Наладка систем управления самолётом.

The production of Il-76 and Tu-204 at the plant Aviastar-SP 23

 

23. Монтаж трубопроводов систем самолёта.

The production of Il-76 and Tu-204 at the plant Aviastar-SP 24

 

24. Прокладка электропроводки.

The production of Il-76 and Tu-204 at the plant Aviastar-SP 25

 

25. Работы с носовым обтекателем.

The production of Il-76 and Tu-204 at the plant Aviastar-SP 26

 

26. Монтаж полки для ручной клади.

The production of Il-76 and Tu-204 at the plant Aviastar-SP 27

 

27. Сегодня, кроме обеспечения общегражданских целей, Ту-204 используется специальным лётным отрядом «Россия» для управления делами Президента.

The production of Il-76 and Tu-204 at the plant Aviastar-SP 28

 

28. Ан-124 «Руслан» — тяжёлый транспортный самолёт. Это самый большой в мире серийный самолёт. Уникальные характеристики воздушного судна позволяют делать то, что недоступно другим воздушным судам.

The production of Il-76 and Tu-204 at the plant Aviastar-SP 29

 

29. Первоначально серийное производство Ан-124 планировалось организовать в Киеве, но в начале 80-х только что заработавший Ульяновский авиазавод решили подключить к строительству «Русланов». Всего предприятие изготовило 36 самолётов этого типа.

The production of Il-76 and Tu-204 at the plant Aviastar-SP 30

 

30. В настоящее время завод не строит Ан-124, однако продолжает проводить его глубокую модернизацию. Предприятие также занимается поддержанием лётной годности «Русланов» для госзаказчика и авиакомпании «Волга-Днепр».

The production of Il-76 and Tu-204 at the plant Aviastar-SP 31

 

31.

The production of Il-76 and Tu-204 at the plant Aviastar-SP 32

 

32.

The production of Il-76 and Tu-204 at the plant Aviastar-SP 33

 

33. Кабина пилотов Ан-124.

The production of Il-76 and Tu-204 at the plant Aviastar-SP 34

 

34.

The production of Il-76 and Tu-204 at the plant Aviastar-SP 35

 

35. Также «Авиастар» совместно с Иркутским авиационным заводом участвует в производстве нового магистрального самолёта МС-21. Завод поставляет агрегаты и отдельные узлы самолёта Иркутскому авиазаводу, где происходит сборка.

The production of Il-76 and Tu-204 at the plant Aviastar-SP 36

 

36. В 2016 году лётный образец МС-21 уже должен подняться в небо.

The production of Il-76 and Tu-204 at the plant Aviastar-SP 37

 

37. После окончательной сборки готовые самолёты Ил-76 и Ту-204 транспортируют на лётно-испытательную станцию (ЛИС), которая расположена на базе аэропорта «Ульяновск-Восточный» в 12 км от завода. Так как скорость буксировки составляет 20 км/ч, то этот процесс может занимать до двух часов.

The production of Il-76 and Tu-204 at the plant Aviastar-SP 38

 

38. Комплекс наземных работ и лётно-технических испытаний самолёта длится 4-5 недель.

The production of Il-76 and Tu-204 at the plant Aviastar-SP 39

 

39. Тяжёлый транспортный самолёт Ил-76МД-90А является глубоко модернизированной версией хорошо зарекомендовавшего себя Ил-76МД, который производился в Республике Узбекистан на Ташкентском авиационном предприятии.

The production of Il-76 and Tu-204 at the plant Aviastar-SP 40

 

40. Самолёт предназначен для межрегиональной перевозки войск, тяжёлой крупногабаритной техники, а также десантирования личного состава и грузов. Также самолёт может использоваться для перевозки больных и раненых и тушения пожаров.

The production of Il-76 and Tu-204 at the plant Aviastar-SP 41

 

41. Из нового — установили современные двигатели, системы управления самолётом, модернизированное крыло и усиленное шасси. Максимальная коммерческая нагрузка увеличена до 60 тонн, а максимальный взлётный вес самолёта доведён до 210 тонн.

The production of Il-76 and Tu-204 at the plant Aviastar-SP 42

 

42. Грузовая кабина имеет рампу, которая при погрузке и выгрузке может устанавливаться в горизонтальное или любое другое необходимое положение.

 

Для перевозки людей в грузовой кабине самолета имеются бортовые сидения и устанавливаются съёмные центральные сидения. В однопалубном варианте обеспечивается перевозка более 100 военнослужащих, в двухпалубном — больше.

The production of Il-76 and Tu-204 at the plant Aviastar-SP 43

 

43. На самолёте реализован принцип «стеклянной» кабины. В ней установлены цифровые дисплеи и 3 интеллектуальных пульта управления.

The production of Il-76 and Tu-204 at the plant Aviastar-SP 44

 

44. Окрасочное производство размещается в специализированном корпусе размером 96×96х36 метров, оснащенном регулируемой системой микроклимата и защиты окружающей среды. Комплекс оборудования позволяет выполнять все процессы мойки, чистки, удаления старого и нанесения нового эпоксидного или полиуретанового покрытия.

The production of Il-76 and Tu-204 at the plant Aviastar-SP 45

 

45. Элинги.

The production of Il-76 and Tu-204 at the plant Aviastar-SP 46

 

46.

The production of Il-76 and Tu-204 at the plant Aviastar-SP 47

 

47. Лётные испытания проводятся на аэродроме Ульяновск-Восточный, имеющем взлётно-посадочную полосу длиной 5 км. Это четвёртая в мире ВПП по длине.

The production of Il-76 and Tu-204 at the plant Aviastar-SP 48

 

48.

The production of Il-76 and Tu-204 at the plant Aviastar-SP 49

 

49.

The production of Il-76 and Tu-204 at the plant Aviastar-SP 50

 

50.

The production of Il-76 and Tu-204 at the plant Aviastar-SP 51

 

51.

The production of Il-76 and Tu-204 at the plant Aviastar-SP 52

Комментарии