Блог Россия > Технологии

Императорский фарфоровый завод

Завод создан в 1744-м году (на 20 лет раньше, чем Эрмитаж) по указу императрицы Елизаветы. Произведения Императорского фарфорового завода входят в сокровищницу мирового фарфора и представлены в коллекциях лучших музеев мира.

 

Что привезти из Петербурга — пышку, корюшку? Допустим, кусочек поребрика ещё можно (они продаются, так что даже не придётся отковыривать на память), но лучше всего — изделие Императорского фарфорового завода. Пожалуй, у каждого настоящего петербуржца дома есть чашечка с знаменитой кобальтовой сеткой. Или статуэтка или ещё что-то особенное.

 

Не так давно я смогла побывать на Императорском фарфором заводе и увидеть, как создаются знаменитые изделия и, конечно, та самая узнаваемая кобальтовая сетка.

The Imperial porcelain factory 01

Фотографии и текст Марии Митрофановой

 

1.

The Imperial porcelain factory 02

 

2. Так выглядит Кобальтовая сетка, до обжига она чёрная:

The Imperial porcelain factory 03

 

3. В этом году завод отмечает 70-летие создания и 65-летие запуска в производство своего фирменного знака — сервиза «Кобальтовая сеточка». А на всемирной выставке в Брюсселе за узор и форму «Тюльпан» сервиз получил золотую медаль.

The Imperial porcelain factory 04

 

4. Автор сервиза — художница Анна Яцкевич, она также придумала и официальный логотип Ленинградского фарфорового завода имени Ломоносова — ЛФЗ. Петербурженка, родившаяся в 1904 году, Анна Яцкевич всю блокаду оставалась в Ленинграде, работала, в 1944 году — к 200-летию Фарфорового завода — была награждена орденом Красной Звезды.

The Imperial porcelain factory 05

 

5. Анна Яцкевич при росписи решила попробовать кобальтовые карандаши — у них вместо графитного кобальтовый стержень. Сначала кобальтовые полосы чередовались с полосами, выполненными красной краской.

The Imperial porcelain factory 06

 

6. Существует множество теорий возникновения этого, ставшего традиционным, декора, но даже эксперты не знают точного ответа. Может быть, его навеял «Собственный сервиз» Елизаветы Петровны или хранящийся в заводском музее венский сервиз с так называемой трельяжной сеткой. Или воспоминания о рвущихся в небо перекрёстных лучах блокадных прожекторов и крест-накрест заклеенных окнах блокадного города.

The Imperial porcelain factory 07

 

7. Потом изделия отправляются в печь и сеточка становится синей:

The Imperial porcelain factory 08

 

8.

The Imperial porcelain factory 09

 

9. Над таким блюдом художник работает около двух недель:

The Imperial porcelain factory 10

 

10. Фарфор обычно получают высокотемпературным обжигом крупнодисперсной смеси каолина, кварца, полевого шпата и пластичной глины. Но каждый фарфор уникален и свой точный рецепт никто не разглашает.

The Imperial porcelain factory 11

 

11.

The Imperial porcelain factory 12

 

12. Фарфор делят на мягкий и твёрдый. Мягкий фарфор отличается от твёрдого не твёрдостью, а тем, что при обжиге мягкого фарфора образуется больше жидкой фазы, чем при обжиге твёрдого, и поэтому выше опасность деформации заготовки при обжиге.

 

Самым твёрдым фарфором является костяной фарфор. Он отличается особой изысканностью, тонкостенностью и просвечиваемостью. Фарформ обычно покрывают глазурью, а непокрытый называют бисквитом. Все они выглядят по-разному.

The Imperial porcelain factory 13

 

13. Это бисквит (аппетитные такие названия у фарфора — бисквит, глазурь).

The Imperial porcelain factory 14

 

14. Отходы производства:

The Imperial porcelain factory 15

 

15. Жидкую фарфоровую массу, шликер, заливают в гипсовую форму:

The Imperial porcelain factory 16

 

16. Сложные изделия делаются из нескольких деталей и скрепляются более густой фарфоровой массой:

The Imperial porcelain factory 17

 

17. Вот таким:

The Imperial porcelain factory 18

 

18. Детали:

The Imperial porcelain factory 19

 

19. Бракованные фигурки тоже выглядят круто, так и хочется унести (всё равно же брак, да?), но сотрудникам запрещено что-то забирать, потом это всё используется как сырьё для новых изделий.

The Imperial porcelain factory 20

 

20. Гипсовая форма собрана из двух частей, чтобы потом можно было её разобрать и вынуть изделие.

The Imperial porcelain factory 21

 

21. Через какое-то время извлекают фигуру:

The Imperial porcelain factory 22

 

22. Фигурки по эскизам Шемякина:

The Imperial porcelain factory 23

 

23.

The Imperial porcelain factory 24

 

24.

The Imperial porcelain factory 25

 

25. Экземпляр из серии «Народы Российской империи»:

The Imperial porcelain factory 26

 

26.

The Imperial porcelain factory 27

 

27. А это глазурь. Перед тем, как опустить в неё изделие, надо перемещать до однородного состояния:

The Imperial porcelain factory 28

 

28. А потом туда окунают изделие, прямо так, без перчаток:

The Imperial porcelain factory 29

 

29.

The Imperial porcelain factory 30

 

30. Даже ёмкости с красками со знаменитым декором:

The Imperial porcelain factory 31

 

31.

The Imperial porcelain factory 32

 

32. Фарфор расписывается двумя способами: подглазурной росписью и надглазурной росписью. При подглазурном расписывании фарфора краски наносятся на неглазурованный фарфор. Затем фарфоровое изделие покрывается прозрачной глазурью и обжигается при высокой температуре до 1350 градусов. Кобальтовую сеточку делают именно таким способом.

The Imperial porcelain factory 33

 

33. Палитра красок надглазурной росписи богаче, надглазурная роспись наносится по глазурованному белью (профессиональный термин нерасписанного белого фарфора) и после обжигается в муфельной печи при температуре от 780 до 850 градусов.

The Imperial porcelain factory 34

 

34. При обжиге краска вплавляется в глазурь, уходя за тонкий слой глазури. Краски после хорошего обжига блестят (кроме специальных матовых красок, используемых только для декоративных целей), не имеют никаких шероховатостей.

The Imperial porcelain factory 35

 

35.

The Imperial porcelain factory 36

 

36.

The Imperial porcelain factory 37

 

37.

The Imperial porcelain factory 38

 

38.

The Imperial porcelain factory 39

 

39.

The Imperial porcelain factory 40

 

40.

The Imperial porcelain factory 41

 

41.

The Imperial porcelain factory 42

 

42. Красную краску потом снимут и на этих участках фарфор останется белым:

The Imperial porcelain factory 43

 

43.

The Imperial porcelain factory 44

 

44. Для обжига используются печи, которые достигают 30-ти метров в длину. Пожалуй, именно их бы я хотела увидеть. Да и вообще, пока мы шли по территории завода, на стенах мной были замечены фотографии с производства, выглядели они очень уж живописно и аутентично, и я предвкушала, что сейчас тоже наснимаю чего-то такого.

 

Но оказалось, что эти фото были сделаны на «большом» производстве. Территория завода — 5 га, всё занято цехами, но существует и небольшой корпус, где собраны все фазы производства на маленькой территории, чтобы удобно было показывать и проводить экскурсии. Именно там мы и были.

The Imperial porcelain factory 45

 

45. На первом этаже находится магазин завода, туда может прийти каждый и купить что-то.

The Imperial porcelain factory 46

 

46. Серия с Ёжиком в тумане:

The Imperial porcelain factory 47

 

47. Петербургские сувениры:

The Imperial porcelain factory 48

 

48.

The Imperial porcelain factory 49

Комментарии