Блог Праздники и фестивали

Бои гладиаторов в Москве

Говорят, в Древнем Риме возможно было все: стоимость и сложность реализации не имели значения. Хлеба и зрелищ… Вот, что было важно.

 

Москва XXI века. Как и когда-то в Древнем Риме, в Москве нынче возможно все. И если с хлебом пармезаном не все так однозначно, то со зрелищами полный порядок.
Даже поединки римских гладиаторов не проблема — на выходных десятки тысяч москвичей могли своими глазами наблюдать, как полуобнаженные крепкие парни рубились друг с другом мечами, копьями, трезубцами и вообще всем, что попадалось под руку.

 

А затем по решению толпы решали pollice compresso favor iudicabatur — убить или пощадить…

Фотографии и текст Сергея Анашкевича

 

2. Чтобы совершить экскурсию в Древний Рим, нужно было отправиться… в Коломенское, где в рамках московского исторического фестиваля «Времена и Эпохи. Собрание» построили целый небольшой римский город с крепостной стеной, городскими кварталами, торговой площадью, рынком рабов и, конечно же, самым настоящим амфитеатром.

 

3. Конечно, не огромный каменный Коллизей, но вполне аутентичную арену округлой формы с рядами для зрителей, воротами для гладиаторов и покрытым песком ристалищем. Нужно ли говорить, что эта арена и проходящие на ней поединки гладиаторов стали одним из центров притяжения во всем немаленьком парке?

 

Кстати, игры в Колизее считались привилегией только свободных граждан (рабы не допускались), но билеты на них не продавались. Различные общины, братства, товарищества, лиги, союзы, объединения и тому подобное имели зарезервированные места в амфитеатре в соответствии со своей ролью и рангом в обществе. Кто не являлся членом какого-либо общества, пытались найти покровителя, и получить от него место на основе приглашения. В древние времена даже одиноким женщинам разрешался допуск в Колизей. Не только в амфитеатре, но и в цирке или театре, каждой.

 

В день игр зрители приходили очень рано, а некоторые даже спали в Колизее. Чтобы войти в помещение, зрители предъявляли тессера (приглашение). Тессера являла собой небольшую пластину или кубик из мрамора, которая, как и сегодняшние билеты, указывала на точное месторасположение его владельца (сектор, ряд, место). Каждое место на трибунах имело номер. Люди сидели на деревянных досках, установленных на мраморных камнях, а римская аристократия располагалась на более удобных мягких сидениях. Бедняки, в том числе и женщины, располагались на самом верхнем ярусе. Каждой категории граждан предоставлялись определенные места.

 

4. Гладиаторов, как и в древние времена, к арене привозили в деревянных клетках или пригоняли, закованными в кандалы. Ну а затем уже выпускали на арену, чтобы они развлекали публику…
Вначале гладиаторы выходили на арену, сопровождаемые жонглерами, актерами, мимами, музыкантами и жрецами. Арену посыпали песком, который абсорбировал кровь. Песок заранее окрашивали. Чтобы нейтрализовать запах крови, вокруг арены ставили кадки с ладаном. Сами бои начинались в полдень.

 

5. При слове гладиатор почти каждый наверняка вспомнит Древний Рим и восстание рабов под предводительством знаменитого Спартака. Для большинства гладиатор — это раб, приговоренный к смерти на арене ради потехи кровожадного римского плебса. Да, действительно бои гладиаторов возникли под влиянием этрусских обрядов и сначала были формой ритуального убийства рабов, сопровождавшего похороны знатных лиц (позднее они потеряли ритуальный характер и стали зрелищем для развлечения). Но не многие знают, что гладиаторами часто становились …знатные и богатые римляне.

 

Например, брат римского полководца Марка Антония Луцилий в 80 году до н.э. был профессиональным гладиатором. В боях на арене участвовали знатный римлянин Фурий Лептин, бывший судебный оратор Квинт Кальпен, многие богатые вольноотпущенники и даже сенаторы. А в конце II века н.э. гладиатором стал римский император Комод.

 

Интересно, что в гладиаторских школах императорского Рима свободных граждан было больше, чем рабов. Да и большинство рабов было добровольцами. Оказывается, в смертельно опасной профессии гладиатора имелись свои несомненные плюсы. Для рабов это была одна из немногих возможностей получить свободу, для бедных римских граждан (и для разорившейся знати) — отличный способ заработать огромные деньги (за один бой гладиатор даже самого низкого разряда получал до 200 сестерциев — полугодовое жалование римского легионера). А богатые и знатные римские патриции выходили на арену ради славы и всеобщего обожания — знаменитые гладиаторы в древнем Риме чем-то напоминали современных футбольных звезд или поп-идолов.

 

6.  Многие, вероятно, будут удивлены, когда узнают, что в императорском Риме САМЫМИ ПОПУЛЯРНЫМИ БЫЛИ ПОЕДИНКИ ЖЕНЩИН-ГЛАДИАТОРОВ! В I веке н.э. бои женщин-гладиаторов стали пользоваться гораздо большим спросом, чем обычные ристалища с участием мужчин. Как и мужчины, это могли быть и рабыни, и свободные, в том числе и представительницы знатных семейств. Чаще всего они выступали на колесницах, осыпая друг друга стрелами и дротиками, но были и любительницы «полного контакта». Нерон устраивал даже совместные бои африканских гладиаторов обоего пола. Женщинам запретили выступать в качестве бойцов только в 200 году н.э.

 

Для свободнорожденного гладиатора все начиналась с подписания контракта с ланистой. Как правило, в контракте оговаривался срок найма и «заработная плата» (для новичка – всего 200 сестерциев). По завершении контракта гладиатор получал оговоренную премию и мог продлить договор на новый срок. В этом случае его жалование могло вырасти до 12 тыс. сестерциев. На эти деньги можно было купить дом и участок земли, а то и небольшое поместье! Обязательной формулировкой в контракте было согласие «рекрута», что его можно «жечь, вязать, сечь и казнить мечом». После подписания контракта будущий гладиатор попадал в школу, где начиналось его обучение.

 

Современных гладиаторов, конечно, никто в бою не захватывал и не перепродавал, таковыми они становятся сами и по доброй воле. Мало того, гастролируют по разным странам, выступая на аренах фестивалей и реконструкторских ивентов.

 

Эти трое парней из Румынии просто порвали толпу, устроив совершенно невероятное 25-минутное шоу и бесконечно срывая восторженные возгласы зрителей

 

7. Существовали специальные разряды гладиаторов: велиты — сражавшиеся дротиками; ретиарии, или рыбаки, которые должны были победить своего соперника с помощью металлической сетки и трезубца; тяжеловооруженные гладиаторы назывались по имени народов, из которых они происходили — самниты, галлы, фракийцы. Бестиарии сражались на арене с дикими зверями; андабаты выступали в глухом шлеме без прорези для глаз; димахеры — без щита и шлема с двумя кинжалами; эквиты — конные воины с копьем, мечом и маленьким круглым щитом; эссесуарии сражались на боевых колесницах, которыми управляли возницы; лакварии — ловившие противника не сеткой, а арканом.

 

Классический поединок между ретиарием и фракийцем. Фракийцы относились к категории легковооруженных гладиаторов. Они носили шлем с высоким гребнем, украшенным изображением грифона, без затыльника, причем в имперскую эпоху их шлемы были с забралом, маленький прямоугольных щит (parmula), поножи (ocrea), короткий меч – кинжал (sica) и манику («защитный рукав») на правую руку.

 

Ретиарии носили на левом плече металлическую броню, защищавшую также и горло (galerus), и манику (защитный рукав) на левой руке. В качестве оружия использовали сеть диаметром около 3 м и трезубец (fuscina или tridens), и кинжал. Щита и шлема у них не было. Иногда на правую ногу обували легкий ботинок, а левая оставалась босой. Их цель состояла в том, чтобы набросить на противника или его оружие сеть, что означало победу. На первый взгляд создается впечатление, что поскольку ретиарии «хуже» вооружены, чем их противники, то должны были бы проигрывать сражение. Но за счет более легкой экипировки (в жару это имело огромное преимущество) и длины трезубца, шансы у обоих бойцов были примерно одинаковы.

 

8.

 

9. Но еще в самом начале боя что-то пошло не так. Сначала фракиецу сбили с головы шлем…

 

10. Соперники наконец смогли посмотреть в глаза друг другу.

 

11. Удивительно, насколько правдоподобно и зло они рычали друг на друга и набрасывались, проводя разведывательные атаки

 

12. Но затем фракиец провел ряд стремительных атак, лишил ретиария трезубца и сетки, а тот, в свою очередь выбил у него меч со щитом. Началась жесткая рукопашная. Метелили друг друга они не по-детски…

 

13.

 

14.

 

15.

 

16. А затем на арене началась вакханалия. Каждый хватал из песка то оружие, которое попадалось под руку, пытаясь достать им соперника. Соперник же, в свою очередь, старался лишить нападающего оружия и подбирал сам из песка, что удавалось

 

17. В какие-то моменты казалось, что судьба боя решена. Но главной задачей гладиатора было устроить шоу для зрителей. И эти ребята успешно выполняли развлекательную функцию. Народ на зрительских рядах заходился в экстазе от восторга. Без преувеличения.

 

Кстати,  если вернуться к Древнему Риму, тогда на арене гладиаторы для потехи зрителей могли наносить друг другу раны таким образом, чтобы демонстративно пролилась кровь. Толпа ахала при виде крови и ревела от восторга. Такие раны не были смертельно опасными. И, вообще, вопреки устоявшемуся представлению, гладиаторы редко бились на смерть. Как свидетельствуют историки, за все время гладиаторских боев погибло 10 % всех профессиональных гладиаторов.

 

Бои длились до того момента, пока пораженный не просил пощады, подняв вместе указательный и средний пальцы. Гладиаторы сражались отчаянно, поскольку только самоотверженные и мужественные воины вызывали одобрение и приязнь толпы, неистово кричавшей при каждом удачном ударе и каждом удачном приеме.

 

18. В какой-то момент третьему румыну стало скучно стоять, наблюдая за поединком, и он решил …. слить фракийца

 

19. В ту секунду судьба боя была решена, фракиец безоружный рухнул на песок …

 

20. Ретиарию осталось только приставить меч к горлу фракийца и дождаться решения толпы — убить или пощадить.

 

21.

 

22. Толпа проголосовала опущенным вниз пальцем…

 

23. Но третий гладиатор неспроста слил фракийца. Он тут же, схватив два меча, набросился на ретиария

 

24. Шоу продолжалось…

 

25. Вторая часть оказалась не менее эффектна, чем первая…

 

26. В какие-то моменты казалось, что смотришь исторический боевик в кинотеатре.
Единственное отличие — все сцены происходили в режиме реального времени, без дублей и каскадеров…

 

27.

 

28.

 

29.

 

30. Было эффектно!

 

31. Итог бой оказался предсказуем. Ретиарий, потерявший немало сил в бою с фракийцем, ничего не смог противопоставить димахеру

 

32. Поцелуй смерти под одобрительный визг толпы…
На самом деле, румыны благодарили друг друга за удавшееся шоу.

 

33. После этой фееричной троицы на арену вывели следующую пару бойцов. Эти парни рубились на копьях и действовали не менее эффектно. Особенно учитывая, что копья были заостренные и им приходилось рубиться с немалой долей риска.

 

34.

 

35. На смену копейщикам выходят велиты, вооруженные дротиками (hastae velitares). Гладиаторы-велиты следовали вооружением и тактикой древнеримским легким пехотинцам-велитов второй Пунической войны, по аналогии с которыми и были названы.

 

36. Затем наступил черед борьбе мирмилонов. Один из самых распространенных типов гладиаторов. Первоначально сражались в галльском вооружении с изображением рыбки «мормир» на острие шлема или на груди (за что и получили свое название) и относились к категории тяжеловооруженных. Носили шлем с забралом, манику («защитный рукав») на правой руке, поножу на левой ноге и обувь на толстой подошве и были вооружены коротким мечом (gladius), длиной около 40 см и большим прямоугольным щитом, похожим на тот, что носили легионеры. На груди они, по всей видимости, носили металлическую пластину, крепящуюся ремнями сзади во впадине между лопатками. Считается, что Спартак выступал на арене в вооружении мирмилона.

 

37.

 

38. Порой сцены зашкливали по эффектности!

 

39.

 

40.

 

41.

 

42. И эффектная победа. Кстати, чем больше было поединков, тем чаще зрители голосовали за сохранение жизни гладиатору, и он не покидал арену. Именно этим объясняется участие в боях парней, которые проигрывали в предыдущих поединках.

 

43. Победа! И снова зрители даруют жизнь проигравшему

 

44. Ближе к вечеру поединки гладиаторов переместились на главную арену древнеримского города, туда, где проходил парад войск и Триумф Императора. Все дело в том, что арена уже не могла вместить всех желающих, которые обступили ее плотным кольцом, стремясь хоть одним глазом увидеть происходящее.
Здесь на склонах собралось намного больше зрителей — несколько тысяч. Гладиаторы все те же.

 

45. День гладиаторских боев на фестивале выдался потрясающим, и зрители однозначно остались в полном восторге.
Организаторы не прогадали — ажиотаж был безумным, раскачиваясь с каждым часом.
Зрелище удалось…

 

1000 викингов высадилось в Шотландии

Онбасира-мацури — опаснейший японский фестиваль

Комментарии