Артек сегодня
Уверен, для многих будет неожиданным открытием, когда я скажу, что дети в «Артеке» отдыхают не только летом, а круглый год! Все мои друзья, когда я сказал, что лечу снимать «Артек», сильно удивлялись тому факту, что он сейчас работает.
На самом деле, впервые за много лет самый знаменитый детский лагерь бывшего СССР вернулся к круглогодичному графику работы, позволяя гораздо большему количеству людей побывать в этом культовом месте. Вообще, за последних два года «Артек» очень изменился. Причем, как внутренне, так и внешне. Да, лагерей десять, как и прежде, но если раньше «Артек» был только местом отдыха, то сегодня он является круглогодичным образовательным центром.
Ну а раз он работает круглый год, значит должен быть организован полноценный учебный процесс, ведь дети не могут во время учебного года на целых три недели выпадать из школьной программы.
Итак, как учатся дети в «Артеке»…
Фотографии и текст Сергея Анашкевича
1. 90-летняя история, площадь больше, чем у государства Монако, 10 лагерей на одной территории и 30 тысяч детей в год — вот, что такое Артек.
«Артек» на сегодня является, пожалуй, самым успешным проектом развития на полуострове с момента присоединения Крыма к России в 2014 году.
Посудите сами. Пока многие другие инициативы только раскачивают, проектируют, проводят тендеры и ищут исполнителей, в «Артеке» успели провести серьезную реконструкцию инфраструктуры, полностью обновили 6 из 10 лагерей, возвели новые столовые и корпуса… Но самое главное — значительно изменилось само содержание: «Артек» стал круглогодичным международным образовательным центром, а не просто пионерским лагерем.
На его базе сегодня создается уникальная экспериментальная образовательная площадка, единственная в России, на которой разрабатываются и апробируются новые образовательные форматы для детей всей страны.
2. Еще одним важным новшеством последнего времени стало кардинальное изменение принципа распределения путевок. Решено было отказаться от коммерческого распределения, как было раньше, и сформировать систему бесплатных путевок. Министерство образования утвердило специальный порядок, по которому за значимые достижения детей в регионах поощряют поездкой в «Артек». И теперь по региональным квотам школьники из разных частей страны могут попасть сюда за свои заслуги. Здесь учитываются не только успехи в учебе и олимпиадах, а в самых разных областях, будь то спорт, хоровое пение или волонтерство.
В «Артек» можно попасть также через систему отбора, которая существует у тематических партнеров. К примеру, есть у «Артека» партнер — Самарский государственный аэрокосмический университет, с которым лагерь проводит образовательную программу по авиастроению. Так вот этот университет рекомендует для участия в специальной тематической смене по космосу несколько победителям своей вузовской олимпиады и детей, проявивших себя в университетском кружке авиамоделирования. Дальше кандидатуры этих детей рассматриваются уже на Всероссийском конкурсе и получают рекомендацию в «Артек». То есть тут вообще двойной отбор, но он оправдан, потому что тематические смены собирают детей-энтузиастов.
3. Дети в «Артеке» не только отдыхают, но и полноценно учатся в школе. Интересно, что в артековскую школу ходят не только школьники, приехавшие из разных уголков России на смену, но и местные дети из Гурзуфа, соседних поселков и даже Ялты.
4. Всего на постоянной основе здесь учится 300 детей.
5. «Артек», фактически, превращается в инновационную площадку образования. Что это значит? В мире есть такое понятие EduCamp — образование в лагере. Например, в Великобритании оно входит в школьную программу. Идея в том, что за партой получать знания хорошо, но важно еще научиться применять эти знания на практике, когда перед тобой встает сложная задача, и ты должен вспомнить в один момент математику, физику, геометрию, информатику.
6. В «Артеке» решили попробовать создать отечественный модуль образования в лагере, который со временем станет частью школьного образования и распространится на другие лагеря. Тематические партнеры «Артека» (Роскосмос, Росатом и другие) направляют сюда своих специалистов, которые ставят детям сложное, но интересное проектное задание, и вместе реализуют этот проект. Вроде увлекательная игра, но на самом деле это и учеба. Например, преподаватели Московского авиационного института научили артековцев делать расчеты беспилотников, моделировать их и печатать на 3D-принтере.
7. Изменилась и сама артековская школа. Компьютеризируют здесь сейчас буквально все, что вполне понятно: современные дети должны опережать существующие тенденции, диктовать тренды, а не пытаться гнаться за технологиями.
Если посмотреть на оснащение классов, изменения за последние годы налицо: вместе с привычными досками для мела на стене висят гигантские планшеты — интерактивные доски, увязанные с компьютером учителя, классные журналы переводят в он-лайн режим, задания для контрольных дети получают на экраны ноутбуков и отсюда же могут отправлять учителю свое решение…
8. Интересно, что даже школьники, приехавшие из дальних уголков России и малознакомые с подобными учебными технологиями, практически моментально осваивают все новшества и уже через неделю на равных с более продвинутыми сверстниками выполняют комплексные задания учителя.
9. Осваивают новые технологии и учителя. Без презентации на экраны ныне не обходится ни одна лекция… Да уж, это не моя школа, когда максимум, что мы могли видеть в качестве наглядных материалов, это типографский плакат по закону Ома или строения того же атома… То ли дело современные развернутые красочные презентации.
10. Даже привычные контрольные работы в «Артеке» проходят иначе, чем в обычной школе. Здесь учитель является непосредственным участником контрольной работы, постоянно взаимодействуя с учениками, а не гордо отгораживается от детей классным журналом за учительским столом, как это бывало раньше.
11. На переменах все сидят в телефонах, планшетах и прочих гаджетах. Интересно, что ни учителя, ни руководящий персонал не имеют ничего против этого, как бы удивительно это не звучало.
На мой вопрос, почему так, ответ был прост:
— Мы настолько активно загружаем детей учебным процессом, что им просто некогда сидеть в гаджетах на уроках и факультативах. А в гаджетах сидеть им все равно хочется и нужно. Вот и пусть это делают в них, когда есть время.
12. На территории «Артека» огромное количество зон с бесплатным WiFi, так что проблем с доступом в интернет у них нет. Естественно, нежелательный контент фильтруется при помощи «родительского контроля».
13.
14. «Артек» всегда славился своими спортивными сооружениями. Вы знаете, что их футбольный стадион, вмещающий 10 тысяч зрителей, соответствует всем нормативам ФИФА? А это так! роме того, на территории детского центра есть несколько спортивных залов, спортивных площадок и плавательных бассейнов.
15.
16. Несмотря на то, что «Артек» — это, в первую очередь, море, на его территории располагается несколько полноценных плавательных бассейнов. Здесь есть и 25-метровые плавательные дорожки, и учебные бассейны для тех, кто еще не умеет плавать.
Естественно, зимой бассейн — любимая площадка для множества детей. Так же, как пляж летом…
17.
18. Помимо стандартных программ обучения, дети занимаются и на факультативных курсах. Особенно те, кто попал в «Артек» по линии тематических смен. Кто-то снимает короткометражный фильм, кто-то работает над театральной постановкой, кто-то готовит танцевальное шоу, кто-то разрабатывает учебные компьютерные системы…
Каждый находит свое место в этой детской стране на Южном берегу Крыма.
19. Снимая в одном из жилых корпусов в лагере «Морском», я оказался невольным свидетелем съемки фильма о бытовой стороне отдыха в «Артеке» юными кинематографистами, приехавшими сюда в составе тематической смены. Ребята, увлекающиеся созданием кино, собрались сюда со всей России: из Калининграда, Уфы, Благовещенска, Кургана…
Очень интересно было понаблюдать, как они вживаются в роли, не обращают внимания на камеры, посторонних на площадке и учатся выполнять указания режиссера. Даже если некоторые роли и образы им не очень нравятся. Так и рождается профессионализм.
20. Кстати, вопреки мнению, что в «Артек» не попадают крымские дети, хочу сказать, что это не так.
Во-первых, я уже отметил выше, что 300 детей из Гурзуфа и Большой Ялты ња постоянной основе учатся в артековской школе.
Кроме того, Крым и Севастополь наравне с другими регионами России имеют свои квоты в каждую лагерную смену. Так, в 2015 году в «Артеке» отдохнули почти 1000 детей из Крыма и Севастополя. Кстати, из них только из Гурзуфа — 140 человек!
Ну и, конечно же, круглый год в детский центр осуществляются школьные экскурсии, чтобы дети своими глазами могли увидеть знаменитый «пионерский лагерь» и у них возникла дополнительная мотивация учиться, добиваться успехов в спорте, творчестве или другой деятельности, чтобы попасть сюда уже не на экскурсию, а на полноценную 21-дневную смену…
А сейчас мы поговорим о том, как и чем дети занимаются в лагере после учебы.
Вы удивитесь, но праздношатающегося люда за весь день я на территории так и не увидел. Все-таки, ощущается, что в «Артек» попадают целеустремленные и мотивированные на знания и навыки дети. Даже не верится, что это у нас, прямо Хогвартс какой-то. Все что-то делают, что-то мастерят, что-то придумывают. Кто-то репетирует театральные постановки, кто-то выходит в море и учится морскому делу, кто-то конструирует простейшие летательные аппараты… Ну прямо как когда-то, в лучшие годы Союза. Без показухи и по-настоящему, сами.
21. Время досуга в «Артеке» наступает во второй половине дня. После уроков обед, затем час отдыха и факультативные занятия и секции, на которые дети записываются по приезду в лагерь. Каждый волен выбрать занятие себе по душе из нескольких десятков вариантов. Никто ни к чему не принуждает, здесь у детей полная свобода. Воспитатели говорят, что не бывает случаев, чтобы ребенок отказался от участия в секциях — из социума выбиваться никто не желает.
После обеда мы первым делом отправились в морской порт, где функционирует Детская парусная школа, имеющая целый собственный флот — 14 судов, включая шлюпки, шверботы, катера, яхты и даже теплоход. Эта артековская флотилия — одна из наиболее любимых детьми секций.
22. Оно и понятно. Море, романтика, возможность казаться взрослее своих лет и получить навыки, которыми не стыдно будет похвастаться перед сверстниками в своей школе по возвращению домой.
— Загружайте анкерок на борт, готовьте уключины и кранцы. Скоро отходим. Баковый, приготовить банки! — с явным удовольствием в голосе отдают команды помощники наставника-шкипера.
Ну и, конечно же, умение вязать морские узлы, понимать изменение направления ветра и правильно строить курс… только ради этого грезят об «Артеке».
23.
24.
25. Наконец, выход в море! Вместе с мальчишками в 6-весельном яле можно увидеть и девчонок. На веслах они, правда, не сидят, но в работе команды участвуют
26. И не важно, что на календаре еще далеко не лето, что на улице лишь около 10 градусов тепла… Юные моряки рвутся в море, быстро разбирают весла и с юношеским задором налегают на них, отправляя ялик к выходу их порта. Сегодня они решили идти мимо скал Адалар в Гурзуф. На все про все — 2 часа!
27. В мартовском выходе в море есть что-то особенно романтичное, мужественное, суровое… В горах в этот день еще идет снег, на головах детей капюшоны и шапочки, но они в море, гребут под четкий счет шкипера и во время коротких остановок-передышек травят байки.
Эх, помню свое детство, точно такие же ялы и эту адскую греблю, которая была самым настоящим наркотиком. Это сложно объяснить. Это нужно лишь ощущать самому.
28.
29.
30.
31. Но не морем единым. Интересы у всех детей очень разные и вариантов их реализации у них здесь масса. Кто-то играет в шахматы, удивляя даже хорошо умеющих играть взрослых, кто-то не отходит от карты звездного неба и телескопа, а кто-то проводит все свободное время на аэробике или в мастерской…
32.
33.
34. Кстати, за то недолго время, которое я провел в артековской мини-обсерватории, сам успел услышать много информации, которой совершенно не знал до этого. И о том, что на небе 88 созвездий, и о том, сколько из них видно в России, и о том, почему зодиакальные созвездия именно названы зодиакальными, а не иначе, и почему.
35. Секции-мастерские, естественно, подразделяются на девочковые и мальчишеские. Первые делают мягкие игрушки, плетут из бисера, вышивают крестиком, учатся готовить или шить, а мальчишки делают воздушных змеев, роботов, моделируют и т.д.
36. Кстати, несколько слов хочется сказать и об инфраструктуре. За два года после присоединения Крыма к России и принятия «Артека» под крыло Министерства образования произошли действительно кардинальные изменения в этой части.
Если говорить о деньгах, то больше, чем в «Артек» за это время в Крыму никуда не инвестировали. 4 миллиарда рублей! За эти деньги обновили и капитально отремонтировали большую часть жилых корпусов, столовых, спортивных сооружений и вспомогательных сооружений.
37. Набережная — любо дорого посмотреть! Она и раньше была красивой и ухоженной, но сейчас на ней еще и современные жилые корпуса лагеря «Морской».
38. Здесь живут артековские дети. Ничем не хуже крутых современных resort-отелей.
39. Отрадно, что во время реконструкции не стали изменять многие культовые и знаковые артековские места, как, например, знаменитые мозаичные панно у некоторых корпусов.
40. Каждый лагерь имеет, так называемую, костровую площадь со зрительскими местами, сценой, огромным экраном и звуковым оборудованием. Здесь происходят все значимые общественные мероприятия, конкурсы, концерты, а летом действуют кинотеатры под открытым небом. Повторю, в каждом из 10-ти лагерей.
41. В «Артеке» есть даже свое почтовое отделение! Из него можно отправлять почту и получать ее…
42. Правда, своего индекса отделение не имеет, вся корреспонденция приходит и отправляется через отделение в Гурзуфе. Но все равно, очень круто, когда дети могут отправить послание родителям на артековской открытке, с артековской маркой и артековским штемпелем!
43. В первом посте я уже говорил, что территория «Артека» больше территории европейского государства Монако и передвигаться по ней пешком бывает долго и утомительно. Для этого здесь есть целый парк электрокаров. Водят их, правда, вожатые и персонал лагеря. Детям баранку не дают, ведь формально они не имеют права на управление этими транспортными средствами.
Но что-то мне подсказывает, что это будет одно из очередных новшеств для апробации в «Артеке»…
44. В общем, переделали и перестроили здесь почти все. И многие места просто не узнать. Например, это здание долго стояло без дела, медленно приходя в негодность. Его решили привести в порядок и сделали огромную столовую. Крутую современную столовую, которая и близко не стоит с привычными столовками, которые мы привыкли видеть в детстве в пионерлагерях. Но ее я покажу завтра в третьей части рассказа об «Артеке»…
Также смотрите «Она — моя любимая крымская фотомодель» и «Крымские Сейшелы».